×

Электронная копия приемлема для налоговой

ФНС России подтвердила, что налогоплательщик вправе предоставлять в налоговый орган электронные образцы истребуемых документов
Один из экспертов отметил, что сегодня все больше налогоплательщиков активно используют электронный формат общения с налоговыми органами. При этом другой заметил, что для передачи документов в электронном виде нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, которая имеется далеко не у всех.

Федеральная налоговая служба распространила письмо «О налоге на добавленную стоимость», в котором ответила на ряд поставленных перед ведомством вопросов. В частности, отвечая на замечания о количестве истребуемых документов и изготовлении копий документов, ФНС указала, что законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений по количеству истребуемых налоговым органом у налогоплательщика документов в порядке, предусмотренном ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ документы могут быть представлены в налоговый орган лично проверяемым лицом, через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщику предоставлена возможность избежать затрат на изготовление копий документов.

Кроме того, ведомство напомнило, что в случае готовности налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки предоставить подлинники документов нет необходимости в изготовлении их копий.

Комментируя документ, Роман Шишкин, руководитель налоговой практики КСК групп, отметил, что в соответствии с законом налогоплательщик сам выбирает, каким образом реагировать на запрос налоговой инспекции: подавать документы в электронном виде, в виде бумажных копий либо же предоставлять оригиналы. 

«Изначально предоставление оригиналов документов является правом налогоплательщика. Если, к примеру, вопрос идет о документах, которые не нужны в текущей деятельности (договор с контрагентом исполнен, отсутствует необходимость в актах сверки, встречах с контрагентом, отсутствует задолженность по договору и т.д.), то некоторые организации предоставляют в налоговый орган оригиналы документации, сохранив отметку на сопроводительном письме о принятии», – считает эксперт.

На сегодняшний день, по словам Романа Шишкина, большинство налогоплательщиков активно использует электронный формат общения с налоговым органом, а процент предоставления документов в бумажном виде сокращается.

По словам заместителя директора Тверского офиса Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Антона Алексеева, выбор формата запрашиваемых документов зависит от их количества. «При этом следует понимать, что без наличия у налогоплательщика или его представителя усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщик не сможет воспользоваться способом передачи документов в электронном виде – далеко не все налогоплательщики оформляют  УКЭП», – добавил он.

Эксперт также добавил, что в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ предоставление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. «В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов. Как правило, документы в подлинниках налогоплательщиками предоставляются в случае выемки документов в соответствии со ст. 94 НК РФ», – резюмировал эксперт.



Рассказать: