×

Гуманизация административного выдворения

В Думу внесен законопроект об изменении порядка содержания в спецучреждениях лиц, подлежащих выдворению и депортации
Ранее эксперты «АГ» отмечали, что предлагаемые поправки более детально регламентируют процессуальные действия суда при рассмотрении ходатайства о продлении срока содержания в спецучреждении, но при этом не содержат указаний на ограничение количества продлений и предельного срока нахождения в центре временного содержания.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект МВД России об изменении положений КоАП РФ, касающихся установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений.

Как уже сообщала «АГ», законопроект разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г. и в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. № 14-П, которым положения ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ, не позволяющие освобождать из специальных учреждений лиц без гражданства при невозможности их административного выдворения за пределы Российской Федерации, признаны не соответствующими Конституции РФ. Федеральному законодателю было предписано внести в КоАП РФ изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ ст. 27.20, регламентирующей срок содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, в специальных учреждениях. В частности, в ней закреплен срок содержания, который не может превышать 90 суток со дня вынесения постановления о выдворении, установлены правила продления этого срока и возможность для выдворяемого обратиться в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в спецучреждении.

Кроме того, устанавливается, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности исполнения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства, в том числе в связи с отсутствием государства, готового принять такое лицо, исполнение постановления о выдворении будет прекращено.

Ранее адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отмечала, что законопроект содержит детальную регламентацию процессуальных действий, которые надлежит совершить суду в случае поступления ходатайства о продлении срока содержания либо заявления о проверке законности содержания. В то же время она отметила, что плюсом поправок было бы, если бы они содержали и положение о предоставлении права на подачу таких ходатайств не только иностранным гражданам или лицам без гражданства, но и администрации специального учреждения и судебным приставам-исполнителям.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов обратил внимание на то, что в предлагаемом законопроекте ничего не сказано об обязательном участии адвоката, и непонятно, будет ли такое участие обеспечиваться государством или находящийся в спецучреждении иностранец сам должен искать его, заключать с ним договор и оплачивать его услуги.

Также он отметил, что законопроект хотя и регламентирует предельный срок содержания под стражей, но не содержит ограничений по количеству его продлений, как, например, это предусмотрено в УПК РФ относительно максимального срока содержания под стражей в 18 месяцев. «Здесь мы видим, что в первый раз может быть принято решение о помещении в центр временного содержания иностранных граждан на срок до 90 дней, потом может быть продление еще на 90 дней. А затем указано, что “дальнейшее продление допускается в порядке, предусмотренном настоящей статьей”. Что такое дальнейшее продление? Сколько таких продлений может быть? Это совершенно непонятно. По моему мнению, статью нужно скорректировать и убрать данный абзац. В нынешнем виде норма фактически развязывает руки миграционным властям для бесконечного содержания человека в этих центрах», – считает эксперт.

Рассказать: