×

КС не усмотрел неопределенности в полномочии госорганов на принятие мер по борьбе с пандемией

Суд пояснил, что выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится по общему правилу к дискреции законодателя
Одна из экспертов «АГ» обратила внимание, что Конституцией РФ закреплено не только право на общедоступное образование, но и право на охрану здоровья, в целях защиты которого предусмотрено ограничение прав и свобод. Другая отметила, что податели жалоб в КС РФ очень часто забывают о таком полномочии законодателя, как выбор правовых средств при регулировании правоотношений.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 3568-О от 27 декабря 2023 г. по жалобе на неконституционность подп. «м», «у», «ф» п. 1 ст. 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и п. 2.2 санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Ранее Наталья Белах отказалась от прохождения ее несовершеннолетними детьми термометрии на входе в школу, из-за чего они не были допущены к занятиям в течение одного учебного дня, при этом от перевода их на иные формы обучения она отказалась. В связи с этим Наталья Белах, действующая в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с требованиями к средней общеобразовательной школе о признании неправомерными ограничений права на образование и компенсации морального вреда.

Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении данных требований. Суды указали, что измерение температуры обучающихся в образовательной организации не является медицинским вмешательством, на которое требуется добровольное информированное согласие, измерение температуры направлено на предотвращение распространения инфекции (COVID-19) в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке, при этом права детей не были нарушены, поскольку оспариваемые действия ответчика не препятствовали дальнейшему их посещению школы.

В жалобе в Конституционный Суд Наталья Белах указала, что подп. «м», «у», «ф» п. 1 ст. 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16, допускают произвольное проведение образовательной организацией термометрии обучающихся, препятствуя тем самым получению ими общего образования.

Не найдя оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, КС указал, что жизнь и здоровье человека – высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом Суд пояснил, что выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится по общему правилу к дискреции законодателя, который обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Как отмечается в определении, Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривает, что региональные органы государственной власти принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные органы устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также могут устанавливать дополнительные правила поведения при введении таких режимов.

КС пояснил, что согласуются с этим и положения Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые применительно к условиям чрезвычайных ситуаций, связанных с борьбой и ликвидацией последствий эпидемий (пандемий), предусматривают, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе на уровне субъектов РФ, проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин).

Таким образом, оспариваемые законоположения, наделяющие органы государственной власти субъектов РФ полномочиями принимать с соблюдением требований соразмерности конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе вводить режим повышенной готовности, устанавливать правила поведения граждан в условиях такого режима и предусматривать в соответствии с действующим законодательством дополнительные правила поведения граждан в таких условиях), в системе действующего отраслевого регулирования и с учетом правовых позиций КС РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права несовершеннолетних детей заявителя.

Касательно Санитарно-эпидемиологических правил КС отметил, что они относятся к ведомственным нормативным правовым актам, проверка которых в порядке конституционного судопроизводства в его полномочия не входит.

Читайте также
Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧС
Правила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
06 апреля 2020 Новости

Комментируя определение, юрист претензионно-судебной практики Tax & Legal Management Елена Дорофеева обратила внимание, что Конституцией РФ закреплено не только право на общедоступное образование, но и право на охрану здоровья, в целях защиты которого предусмотрено ограничение прав и свобод. По ее словам, хотя заявитель и считает, что оспариваемые ею нормы допускают произвольное проведение образовательной организацией термометрии обучающихся, препятствуя тем самым в получении ими общего образования, школа действовала не произвольно, а в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, которыми прямо предусмотрены проведение термометрии и изолирование лиц с признаками инфекционных заболеваний.

Кроме того, эксперт напомнила, что за нарушение санитарно-эпидемиологических норм предусмотрена административная ответственность. «Прохождение термометрии является быстрой процедурой и никак не препятствует учебному процессу. Чем руководствовалась заявитель, отказавшаяся от прохождения ее детьми термометрии на входе в учебное заведение, непонятно. Отстаивая право на образование своих детей, заявитель нарушила право других учащихся и сотрудников школы на охрану их здоровья», – полагает Елена Дорофеева.

Юрист, член исполкома Башкортостанского отделения АЮР Надежда Крылова указала, что органы публичной власти всех уровней Законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера наделены определенным объемом полномочий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом в целях предупреждения и возникновения и распространения инфекционных заболеваний, как известно, органы государственной власти субъектов РФ принимали соответствующие меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, как с учетом положений названного законодательного акта, так и Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пояснила эксперт.

Читайте также
КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии
Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня
31 декабря 2020 Новости

Надежда Крылова подчеркнула, что положения этих законов в части оспариваемых полномочий государственных органов власти субъекта РФ были предметом исследования КС РФ и его результаты нашли отражение в Постановлении от 25 декабря 2020 г. № 49-П. Поэтому вопрос измерения температуры обучающихся в образовательной организации как одной из мер по предотвращению распространения инфекции (COVID-2019) в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке не является актуальным, и у Суда имелись все основания для отказа в приеме жалобы.

Эксперт считает, что КС совершенно правильно указал о дискреции законодателя – выборе правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан. По мнению Надежды Крыловой, действительно, податели жалоб в КС РФ очень часто забывают о таком полномочии законодателя, как выбор правовых средств при регулировании правоотношений. «Проведение образовательной организацией термометрии обучающихся в сложившейся экстраординарной ситуации, как мне представляется, вполне адекватно целям сохранения жизни и здоровья граждан, эффективно, не допускает ограничения конституционных прав и свобод граждан, а также никак не препятствует получению общего образования», – резюмировала Надежда Крылова.

Рассказать:
Дискуссии
Правовая сторона пандемии
Правовая сторона пандемии
Законодательство
24 января 2024
Яндекс.Метрика