×

КС пояснил, за чей счет ликвидируются несанкционированные свалки

Конституционный Суд признал неконституционными ряд норм касательно ликвидации несанкционированных свалок за счет муниципалитетов
В ближайшее время эксперты «АГ» прокомментируют основные выводы постановления КС РФ.

30 мая Конституционный Суд огласил постановление по делу о проверке конституционности ряда законоположений касательно порядка ликвидации несанкционированных свалок.

Читайте также
КС решит, за чей счет ликвидируются несанкционированные свалки
В жалобах в Конституционный Суд выражен протест против возложения на муниципалитеты обязанности по ликвидации стихийных свалок на земельных участках, не находящихся в их собственности
04 апреля 2023 Новости

Как ранее писала «АГ», в 2020 г. между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Автотранспортное предприятие» – и муниципальными властями города Кодинска возник судебный спор. Региональный оператор ТКО расчистил от мусора участок, находящийся на территории городского поселения, и потребовал за это 324 тыс. руб. Суды согласились с тем, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, которая уполномочена законодателем на распоряжение государственными землями.

Необходимых мер для очистки территории, замусоренной возле села Боровое, не приняла и администрация Новосибирского района Новосибирской области. По иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.

В жалобах в Конституционный Суд муниципальное образование «Городское поселение город Кодинск Кежемского района Красноярского края» и администрация Новосибирского района Новосибирской области указали на неконституционность ст. 3.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса, п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, п. 16–18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, ст. 10 и 51 Закона об охране окружающей среды, п. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также п. 2 ст. 9, п. 1 и 2 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления.

Заявители выразили протест против возложения на органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов ответственности за содержание государственных земель. Муниципалитеты не согласны с тем, что на них возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых отходов и мусора на земельных участках, не находящихся в их собственности. По мнению заявителей, государство не финансирует их для выполнения возложенных задач, произвольно смешивая понятия «собственник земельного участка» и «лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком».

В своем выступлении в КС РФ представитель муниципалитета Кодинска Ольга Баженова, в частности, отмечала, что в настоящее время на муниципальные образования необоснованно возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, возникших на землях, находящихся в госсобственности, сугубо за счет местного бюджета. По ее словам, в таких спорах суды рассматривают органы местного самоуправления как собственников таких земель или же лиц, обязанных ликвидировать свалки. Исходя из расширительного толкования спорных норм, правоприменительная практика также несправедливо возлагает бремя содержания участков земли, госсобственность на которые не разграничена, на органы местного самоуправления, особенно на удаленных территориях. По ее мнению, государством должен быть предусмотрен механизм возмещения таких расходов, понесенных муниципалитетом.

В свою очередь, ряд представителей госорганов сошлись во мнении, что Конституционный Суд может дать дополнительное толкование спорных норм для достижения большей четкости в исследуемом вопросе.

Оглашая постановление, председатель КС Валерий Зорькин отметил, что предметом рассмотрения Суда стали ст. 3.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса, п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 10 и 51 Закона об охране окружающей среды, п. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 1 и 2 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления и п. 16–18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим Суд прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности п. 2 ст. 9 Закона об отходах производства и потребления.

В итоге КС признал спорные нормы не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они служат правовым основанием для возложения на органы муниципалитета обязанности по самостоятельной ликвидации несанкционированных свалок за счет местного бюджета или взыскания с них издержек, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких свалок, если они расположены в границах муниципального образования на земельных участках, госсобственность на которые не разграничена.

В связи с этим федеральному законодателю следует внести корректировки в текущее правовое регулирование, в частности определить источники финансирования полномочий для разрешения соответствующих вопросов. До внесения изменений в законодательство допускается принятие судебных решений, обязывающих муниципалитеты ликвидировать несанкционированные свалки, с учетом ряда нюансов. КС также распорядился пересмотреть судебные дела заявителей.

В комментарии «АГ» представитель муниципалитета Кодинска Ольга Баженова позитивно оценила выводы Конституционного Суда. «Это большая победа для всех российских органов местного самоуправления, так как КС РФ, который глубоко погрузился в эту актуальную проблему, фактически встал на их защиту. С одной стороны, Суд считает, что муниципалитеты должны исполнять надлежащим образом свои функции, с другой стороны, он подчеркнул, что эти функции должны быть финансово обеспечены. КС также разъяснил судам, как рассматривать соответствующие споры в переходный период, а федеральному законодателю предстоит серьезная работа по внесению изменений в законодательство», – подчеркнула она.

В ближайшее время эксперты «АГ» прокомментируют основные выводы постановления.

Рассказать:
Яндекс.Метрика