×

Михаил Мишустин распорядился проверить практику применения нормативных правовых актов, принятых для борьбы с пандемией

Премьер-министр РФ указал, что проверку необходимо провести совместно с Правительством г. Москвы и экспертным юридическим сообществом, уделив особое внимание положениям, в наибольшей степени затрагивающим права и интересы граждан
Фотобанк Freepik
Двое адвокатов сошлись во мнении, что инициатива носит запоздалый характер. Кроме того, по мнению одного из них, распоряжение неопределенно по содержанию. Третья адвокат высказалась за необходимость анализа всех законодательных поправок, разработанных и принятых уполномоченными субъектами права в условиях неопределенности. Вице-президент ФПА Геннадий Шаров высказал свои предположения о том, что стало причиной появления такой инициативы.

1 июня состоялось очередное онлайн-заседание президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением COVID-19 на территории России, в ходе которого Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, в частности, распорядился проверить практику применения законодательства, принятого для борьбы с пандемией.

Как сообщается на сайте правительства, Минюсту, Минздраву и Роспотребнадзору России поручено проанализировать практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра г. Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны.

Такой анализ необходимо провести совместно с Правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом. Особое внимание при этом следует уделить положениям, в наибольшей степени затрагивающим права и интересы граждан. Установлено, что мониторинг должен быть выполнен до 8 июня, а его результаты представлены правительству.

Читайте также
Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧС
Правила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
06 Апреля 2020 Новости

В комментарии «АГ» старший партнер ЮК «Альтависта», адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова назвала данное поручение поздним и довольно неопределенным. «Интересна его формулировка, что должна проводиться проверка не самих нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с пандемией COVID-19 на территории России, а практики их применения (в том числе указов мэра столицы). Возникает вопрос: о практике применения кем идет речь, и почему проверяться должны не сами документы?» – задалась вопросами эксперт.

По ее словам, из распоряжения неясно, каким юридическим сообществом и как должна проводиться проверка. «Если есть нарушения закона, то нормативно-правовой акт должен быть оспорен в суде. Касательно своевременности проверки считаю, что в данном случае “лучше поздно, чем никогда”», тем более что Указ Мэра г. Москвы от 5 марта № 12-УМ “О введении режима повышенной готовности”, на мой взгляд, нарушает права граждан», – отметила адвокат.

Читайте также
Законы РФ ожидают масштабные изменения, направленные на предотвращение последствий пандемии
Из правительственного законопроекта следует, что добросовестные арендаторы, пострадавшие от COVID-19, смогут расторгнуть арендные договоры без уплаты неустойки, штрафных санкций и возмещения убытков
12 Мая 2020 Новости

Валерия Аршинова пояснила, что в настоящее время московские работодатели во исполнение данного указа принуждают сотрудников сдавать анализы на COVID-19, сообщать, если больны, измерять температуру. «Согласно ст. 20.6.1 Указа № 12-УМ лицо может быть привлечено к ответственности за неисполнение такого нормативно-правового акта. Между тем сдача анализов, измерение температуры и другие манипуляции – это медицинское вмешательство, которое допустимо только с согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных Законом об основах охраны здоровья граждан», – отметила она.

По мнению адвоката, решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина принимается консилиумом врачей, лечащим врачом или судом, но не указом исполнительного органа субъекта Федерации. «Кроме того, такой указ нарушает законодательство о персональных данных и трудовое законодательство. В частности, обработка персональных данных о здоровье без согласия субъекта допускается, если она осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В соответствии со ст. 88 ТК РФ работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения им трудовых функций. При этом осуществление трудовых функций – к примеру, юриста, – не ставится в зависимость от температуры тела или, к примеру, наличия беременности. Хотя Роскомнадзор придерживается иного мнения по данному вопросу», – заметила Валерия Аршинова.

Адвокат АП Челябинской области Елена Цыпина отметила необходимость анализа всех поправок законодательства, которые были разработаны и приняты уполномоченными субъектами права в условиях полной неопределенности. «Логично и правильно, что московский опыт приобретает первостепенное значение в этом вопросе. Город, который принял на себя основной удар эпидемии, предпринимал (и предпринимает до сих пор) самые активные действия по защите граждан от новой коронавирусной инфекции, приобрел огромный опыт в этой борьбе. Проанализировав несогласованность в работе ведомств исполнительной власти, правовые коллизии, возникшие при молниеносном принятии нормативных документов, можно будет заблаговременно подготовиться ко второй волне эпидемии, которая более чем вероятна», – пояснила она.

Эксперт добавила, что уже 31 января 2020 г. Правительство РФ Постановлением № 66 включило COVID-19 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. «То есть уже тогда правительство представляло, с какой угрозой столкнется страна в ближайшем будущем. С этой даты необходимо было начинать разрабатывать меры по предотвращению развития пандемии – как на ближайшее время, так и долгосрочные. Однако таких мер принято не было», – подчеркнула Елена Цыпина.

Первые нормативные акты по борьбе с коронавирусом, пояснила адвокат, появились только в марте. «Если говорить о содержательной части таких актов, то они не обладали стратегическим потенциалом, а порой были трудно применимы к реалиям (например, накладывали обязанности, неисполнимые в сложившихся обстоятельствах), что не позволяло полноценно разрешить сложную обстановку. Поэтому так важно не растерять, а наоборот – сохранить и использовать бесценный опыт Москвы, оплаченный в первую очередь жизнями жертв пандемии», – резюмировала Елена Цыпина.

Читайте также
Мосгорсуд обосновал правомерность установленных в марте ограничений из-за COVID-19 апрельскими поправками
Суд признал законными указы мэра Москвы, отметив, что регионы могут ограничивать свободу передвижения при угрозе ЧС, эту позицию суд дополнительно подкрепил ссылкой на нормы, которых на момент подписания указов не существовало
14 Мая 2020 Новости

Адвокат АП г. Москвы Михаил Бирюков полагает, что проверка практики применения нормативных актов представляется крайне необходимой, хотя и несколько запоздалой. «Принятие указов мэром столицы в их действующей редакции повлекло ряд соответствующих исков. Еще больше нареканий вызвала правоприменительная практика. В частности, приложение “Социальный мониторинг”, действуя в автоматическом режиме, создало нетерпимую ситуацию, когда тысячи граждан, находящихся на карантине, получили уведомления о многочисленных штрафах, наложенных незаконно и необоснованно. Аналогичные незаконные штрафы получили и многие автомобилисты. Полагаю, что суды будут завалены исковыми заявлениями. Неслучайно часть штрафов уже отменяется в таком же “дистанционном” режиме, как и налагались», – отметил он.

В комментарии пресс-службе ФПА вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров высказал предположение, что именно многочисленные жалобы граждан в адрес правительства и в прокуратуру, судебные иски по обжалованию неправомерно наложенных штрафов, а также возмущение в связи с нестабильно работающими электронными сервисами предопределили решение Координационного совета при Правительстве РФ провести проверку нормативно-правовых актов, принятых главами субъектов Федерации, в том числе г. Москвы.

«Полагаю, что такая проверка будет полезна и своевременна, а по ее итогам могут быть сделаны важные выводы относительно законности отдельных положений региональных нормативно-правовых актов, принятых в условиях особого режима повышенной готовности из-за угрозы пандемии. Даже в таких сложных условиях необходимо заботиться о правах человека, и они не должны нарушаться под предлогом проведения антивирусных мероприятий. Адвокатское сообщество всегда выступало и выступает за неукоснительное соблюдение федерального законодательства и конституционных норм, гарантирующих права граждан. Наши коллеги уже оказывают активную юридическую помощь тем, кто считает неправомерными вынесенные в отношении них штрафы и готов обжаловать их в судебном порядке», – заметил Геннадий Шаров.

По его словам, ФПА намерена подготовить свой анализ ряда положений региональных нормативно-правовых актов и представить его в Минюст в отведенные сроки (т.е. до 8 июня). Вместе с тем, добавил Геннадий Шаров, не следует забывать, что оценка степени жесткости любых мер борьбы с пандемией зависит от того, коснулась ли она непосредственно того, кто будет их оценивать, или его близких. Такой замер, по мнению вице-президента ФПА, также полезно провести.

Рассказать:
Дискуссии
Правовая сторона пандемии
Правовая сторона пандемии
Законодательство
25 Июня 2020