×

Минюст обратил особое внимание на борьбу с коррупцией

Опубликован доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2017 г., значительная часть которого посвящена вопросам противодействия коррупции
Фото: «Адвокатская газета»
Доклад содержит результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, а также правоприменительной практики по различным отраслям права.

2 ноября опубликован рассмотренный Президентом РФ доклад Правительства РФ о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2017 г.  Доклад подготовлен Министерством юстиции и содержит результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, а также правоприменительной практики по различным отраслям права.

Исполнение решений КС РФ

Как указано в докладе, с 1 января 1992 г. по 20 августа 2018 г. Конституционным Судом принято 236 постановлений, в соответствии с которыми нормативные акты полностью или частично признаны неконституционными либо из которых вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании. За это время исполнено было 201 постановление КС.

Отмечается, что за 2017 г. было исполнено 22 постановления, а за истекший период 2018 г. – 9 постановлений. При этом по состоянию на 20 августа выполнения требуют еще 35 постановлений КС, по 17 из которых уже внесены соответствующие законопроекты в Госдуму либо поддержаны проекты федеральных законов, разработанные иными субъектами законодательной инициативы.

В настоящий момент федеральные органы исполнительной власти (в частности, Минтранс, Минобороны, Минюст, Минпросвещения России) ведут работу по реализации остальных 18 постановлений КС РФ.

Исполнение постановлений ЕСПЧ

Как указано в докладе, в связи с вынесением ряда постановлений Европейского Суда продолжается работа по внесению изменений в законодательство России. На рассмотрении в Госдуме находятся 6 законопроектов, разработанных с учетом выводов ЕСПЧ.

Отмечено, что ряд госорганов продолжит свою работу в целях дальнейшей реализации предложений по реформированию законодательства в рамках исполнения решений Европейского Суда. Так, Минюст, МВД, ФСИН России во взаимодействии с Генпрокуратурой РФ и Верховным Судом РФ будут вести работу, направленную на соответствие российского законодательства стандартам Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, отраженным в подготовленном им Сборнике практики по транспортировке заключенных.

Также указанные госорганы с участием Судебного департамента при ВС РФ продолжат проработку вопроса о достаточности принятых российскими властями мер по обеспечению участия лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в судебных заседаниях по рассмотрению их гражданских исков в контексте правовых позиций ЕСПЧ. 

Противодействие коррупции

Из доклада следует, что в рамках противодействия коррупции было принято 12 федеральных законов, а также 381 подзаконный нормативный правовой акт. Вместе с тем было установлено, что до настоящего времени не было реализовано одно положение Указа Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ от 14 ноября 2017 г. № 548.

По результатам мониторинга выявлена необходимость унификации срока и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. В целях решения данного вопроса были приняты поправки в Закон об участии в долевом строительстве и в различные законодательные акты целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции (законы от 3 августа 2018 г. № 304-ФЗ, № 307-ФЗ).

Поправками установлен единый срок давности для применения дисциплинарных взысканий за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством, а также упрощенный порядок привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в случае признания ими факта совершения правонарушения. Кроме того, был введен контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в ст. 2 Закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, который будет осуществляться прокурором.

В ходе анализа правоприменительной практики было выявлено различие между определением предмета подкупа в российском уголовном законодательстве и в ратифицированной РФ Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, в которой подкуп определяется как неправомерное преимущество и может быть материальным (имеющим денежную оценку) и нематериальным (не имеющим денежной оценки). В этой связи Минюст России разработал и внес в Правительство РФ законопроекты о внесении изменений в ряд нормативных правовых актов, направленных на установление уголовной ответственности за предоставление (получение) выгод неимущественного характера, а также за подкуп арбитров (третейских судей).

Также в целях устранения выявленной коллизии норм права Минтруду России поручат подготовить проект указа Президента РФ о внесении изменений в Указ от 18 мая 2009 г. № 559 в части приведения его в соответствие с Законом о противодействии коррупции № 273-ФЗ.

Обеспечение БЮП

В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи принято четыре подзаконных нормативных правовых акта. Минюст России разработал законопроект о внесении изменений в ГПК РФ и Закон о БЮП в связи с присоединением России к Конвенции о международной системе взыскания алиментов в отношении детей и других членов семьи в части предоставления БЮП обращающимся гражданам. Оказание такой помощи будет осуществляться в рамках соответствующей госсистемы государственными юрбюро и (или) адвокатами. 

Также Минюст разрабатывает проект приказа об установлении единых требований к качеству оказываемой БЮП и контроля за соблюдением оказывающими такую помощь лицами норм профессиональной этики и установленных требований. Кроме того, ведомство разрабатывает поправки в НК РФ, освобождающие всех получателей БЮП от уплаты госпошлины за нотариальное удостоверение доверенности.

Иные вопросы

В докладе также упомянуты проблемы лекарственного обеспечения, деятельности негосударственных пенсионных фондов, безопасности функционирования оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, транспортной инфраструктуры и т.д. Также содержатся данные мониторинга в сфере лицензирования пользования недрами, изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства, госнадзора за техсостоянием самоходных машин и других видов техники.

По результатам мониторинга пять законопроектов планируется включить в проект плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2019 г. В их числе законопроекты по вопросам безопасности функционирования российского ТЭК, совершенствования деятельности по комплектованию Национального фондохранилища отечественных печатных изданий, госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Ознакомиться с полным текстом доклада и приложений к нему можно на сайте Минюста России.

Рассказать: