×

Минюст предлагает исключить дублирование полномочий полиции и контрольных органов

Поправки исключают отдельные полномочия органов полиции на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в тех сферах, в которых они не наделены полномочиями на осуществление государственного надзора
По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект ориентирован на законодательное закрепление упорядоченных форм взаимодействия предпринимателей с контролирующими органами. Другая полагает, что принятие поправок благотворно скажется на сфере бизнеса, однако в полной мере не пресечет злоупотребления на местах. Третий положительно оценил проект закона, однако отметил, что он носит скорее технический характер.

Минюст вынес на общественное обсуждение проект поправок в КоАП РФ, направленных на исключение дублирования полномочий органов внутренних дел и контрольных (надзорных) органов.

Законопроектом, в частности, предложено дополнить ч. 3.1 ст. 28.1 «Возбуждение дела об административном правонарушении» КоАП нормой о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом госконтроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только должностным лицом органа госконтроля (надзора), муниципального контроля, в компетенцию которого согласно НПА входит пресечение таких нарушений. При этом в целях оперативного пресечения административных правонарушений это правило не будет распространяться на полномочия прокуроров на возбуждение дел об административных правонарушениях.

Поправки также исключают отдельные полномочия полиции на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в тех сферах общественных отношений, в которых эти органы не наделены полномочиями на осуществление госконтроля (надзора). Вместе с тем предложено сохранить за должностными лицами ОВД полномочия на привлечение к административной ответственности, когда требуется оперативное реагирование на нарушения законодательства в целях эффективной защиты охраняемых законом ценностей.

«С учетом того что возбуждение дела об административном правонарушении, выражающемся в нарушении обязательных требований, допускается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов, законопроект предусматривает установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, а также обеспечения неотвратимости административного наказания для виновных лиц. Принятие законопроекта позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей», – убеждены разработчики поправок.

Общественное обсуждение документа продлится до 5 октября.

Адвокат КА «Союз юристов Иркутской области» Алина Арбатская полагает, что проект ориентирован на законодательное закрепление упорядоченных форм взаимодействия предпринимателей с контролирующими органами. «Как будет реализовываться данная новелла на практике – пока сложно предположить, однако наличие такого понятия, как “случай, требующий оперативного реагирования”, порождает необходимость субъективной оценки ситуации, что может повлечь за собой необоснованное вмешательство сотрудников полиции в осуществление предпринимательской деятельности и привести к злоупотреблениям с их стороны. Предлагаемые новеллы призваны исключить необоснованное преследование предпринимателей, повысить эффективность защиты их прав, тем самым благоприятно повлияв на предпринимательскую деятельность в целом», – считает она.

Заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARM IUST» Нарине Айрапетян полагает, что принятие поправок благотворно скажется на сфере бизнеса, снизит административную нагрузку и повысит процессуальные гарантии. «Одновременно с этим снизится нагрузка и на правоохранительные органы. Достаточно логичной с точки зрения избегания двойного протоколирования выглядит ситуация, при которой только должностные лица соответствующих ведомств могут возбуждать и пресекать нарушения в сфере функций государственного надзора. Там же, где требуется оперативное реагирование на нарушение закона “для эффективной защиты охраняемых законом ценностей”, конечно же, требуется участие органов полиции. Из-за существующих коллизий в законодательстве о госконтроле и о полиции на местах отмечаются некоторые злоупотребления. Однако полагаю, что предлагаемая формулировка закона не в полной мере обеспечит нивелирование таких злоупотреблений, так как полномочия полиции могут также широко пониматься», – считает она.

Юрист Андрей Дяченко положительно оценил предложенные изменения. «Наличие у органов внутренних дел полномочий на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в тех сферах, где они не осуществляют государственный контроль (надзор), видится противоречивым. Устранить это противоречие и призван законопроект. Как следует из пояснительной записки к поправкам, их цель сводится к снижению административной нагрузки на предпринимателей. Заявленная цель, безусловно, благая, но, на мой взгляд, немного преувеличена. Основное назначение изменений скорее носит технический характер, дорабатывая те огрехи, которые были упущены при введении ч. 3.1 в ст. 28.1 КоАП РФ. Теперь законодателю предлагается все расставить по своим местам – в рамках госнадзора дела об административных правонарушениях возбуждает только должностное лицо органа госнадзора, уполномоченное их пресекать. В свою очередь, это исключает аналогичные полномочия ОВД, позволяя полиции заниматься административными правонарушениями в присущих ей сферах охраны правопорядка», – полагает он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика