×

Минюст предлагает утвердить единый порядок направления осужденных к принудительным работам в исправительные центры

Также ведомство предлагает утвердить порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам, в том числе работающими у индивидуальных предпринимателей
Один из адвокатов отметил, что последовательная регламентация действий сотрудников исправительного центра может положительно сказаться на реализации осужденными своих прав. Другой подчеркнул, что поправки поспособствуют соблюдению четко поставленных сроков со стороны органов УИС. Третий полагает, что изменения значимы в той мере, в которой возникла актуализация нормативно-правовой регламентации процесса надзора за осужденными к принудительным работам. Четвертая считает, что утверждение порядка отправки осужденных в исправительные центры позволит осужденным не разрывать родственные связи, что отвечает задачам социализации осужденного. В ФПА отметили, что предложенные новеллы можно расценивать как шаг к гуманизации наказания, поскольку они свидетельствуют о появлении альтернативы часто применяемому лишению свободы.

Минюст России представил для общественного обсуждения проекты приказов об утверждении новых порядков отправки осужденных в исправительные центры и надзора за осужденными, трудоустроенными к индивидуальным предпринимателям.

Порядок отправки осужденных в исправительные центры

Первый документ содержит проект приказа об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ и их перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой. Согласно проекту по письменному заявлению осужденного при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, в котором проживает один из его близких родственников. Данным проектом по сравнению с редакцией действующего Приказа Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 220 предлагается утвердить единый механизм направления осужденных к принудительным работам, предусматривающий самостоятельное следование осужденных к месту отбывания наказания.

Принятие решения о переводах осужденных к принудительным работам из одного исправительного центра в другой, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, планируется отнести к компетенции территориального органа ФСИН России. Как отмечают авторы проекта, это необходимо в целях оперативного принятия подобных решений. Территориальный орган УИС в течение трех суток со дня получения информации о наличии условий для перевода (размещения) в исправительный центр, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, должен принять решение о переводе осужденного.

Также проектом предложено установить сроки направления запросов о возможности размещения осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами по месту их жительства (осуждения) в исправительном центре, и ответов на такие запросы территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко обратил внимание, что проект приказа предусматривает возможность наделения территориального органа ФСИН России полномочиями на принятие решений о переводах осужденных к принудительным работам из одного исправительного центра в другой, но расположенных в пределах территории одного субъекта РФ. «Поскольку в пояснительной записке к проекту декларируются цели оперативного разрешения таких заявлений осужденных, то однозначно считаю его положительным. Кроме того, на ускорение рассмотрения вопроса о переводе осужденного из одного ИЦ в другой также существенное влияние оказывает установление сроков принятия решения о переводе осужденного, сроков направления запросов в ИЦ о возможности размещения осужденных и предоставления ответов на такие запросы, чего в действующем приказе не имелось», – полагает адвокат. Он уверен, что документ достаточно проработан и учитывает интересы такой категории осужденных.

Управляющий партнер АК «Шульгин, Гулишан и Партнеры» Артур Гулишан полагает, что изменения порядка отправки осужденных в исправительные центры несут положительный характер. По его мнению, поправки поспособствуют соблюдению четко поставленных сроков со стороны органов уголовно-исполнительной системы: «Данный факт может поспособствовать повышению нагрузки на сотрудников УИС, однако четко поставленные сроки поспособствуют оперативным ответам на запросы о возможности размещения осужденных».

Он также подержал инициативу об отнесении к компетенции территориального органа ФСИН принятия решения о переводах осужденных к принудительным работам из одного исправительного центра в другой. «Это поспособствует более оперативным действиям и сократит нагрузку. Необходимо отметить, что в проекте приказа более четко и понятно прописан порядок выдачи предписания, что также следует поддержать», – отметил Артур Гулишан.

Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова подчеркнула, что принятие нового порядка поможет осужденным не разрывать родственные связи, отвечает задачам социализации осужденного. «Между тем в пояснительной записке нет разъяснения, по какой причине осужденный должен за свой счет следовать к месту исправительного центра, для того чтобы быть территориально ближе к родственникам? Не у всех осужденных могут быть денежные средства, следовательно, это ущемляет их конституционные права. Возможно, здесь стоит сделать это положение компромиссным, например указать, что осужденные могут за свой счет добираться до нового исправительного центра или за государственный счет, если у осужденного нет финансовых возможностей», – рассуждает адвокат.

Вице-президент ФПА РФ Денис Лактионов отметил, что, как следует из документа, при отказе осужденного от приобретения проездных документов за счет личных денежных средств ему выдаются необходимые для прибытия в исправительный центр проездные документы или денежные средства на время проезда, а также продукты питания или денежные средства на приобретение продуктов питания на время следования в исправительный центр.

«Исходя из этого можно предположить, что речь идет о том, что осужденному, по которому уже принято решение о переводе в другой исправительный центр, необходимо предложить вариант с оплатой проезда из личных средств. Может, он решит оплатить для себя более комфортный вариант проезда. Но в случае если у него такой возможности нет или он отказался от нее, то проезд будет оплачен из бюджета. Не исключено, что в дальнейшем затраченные средства могут взыскать из заработной платы осужденного», – прокомментировал Денис Лактионов.

Также он заметил, что в указанном документе есть ссылка на Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 № 691, которое определяет правила оплаты проезда и обеспечения продуктами питания или денежными средствами на время проезда осужденных самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ.

Порядок надзора за осужденными, трудоустроенными к ИП

Во втором документе представлен проект приказа об утверждении Порядка осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам, в том числе за осужденными, работающими у индивидуальных предпринимателей. Напомним, в сентябре 2022 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект № 202706-8, которым предлагалось привлекать осужденных к принудительным работам к труду не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей. В апреле 2023 г. Владимир Путин подписал данный закон о внесении изменений в УИК (Закон № 102-ФЗ).

Читайте также
Осужденным к принудительным работам хотят позволить трудиться не только в организациях, но и у ИП
Кроме того, согласно внесенному в Думу законопроекту предлагается дать возможность таким осужденным следовать в исправительный центр без конвоя
06 октября 2022 Новости

Как отмечалось в пояснительной записке к закону, по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у ИП, от которых поступают предложения об их трудоустройстве, на должности разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих. При наличии специальных навыков или образования поступают предложения об их трудоустройстве и на должности парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.18 УИК порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам определяется Минюстом России. Закон № 102-ФЗ установил, что порядок осуществления надзора за отбыванием данного наказания определяется Минюстом по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Авторы этой инициативы пояснили, что это необходимо для усиления надзора за указанной категорией лиц, в том числе за трудоустроенными у ИП. Из УИК были исключены положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей.

Авторы проекта приказа отметили, что документ направлен на приведение в соответствие с нормативно-правовой регламентацией процесса осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, в том числе по месту их работы (включая ИП), с положениями внесенных в УИК поправок.

В соответствии с предлагаемым Порядком осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам сотрудник исправительного центра не реже одного раза в день должен будет проверять осужденных по месту работы у ИП с помощью средств связи и не реже двух раз в месяц посещать место работы осужденного (на данный момент посещение осуществляется не реже одного раза в месяц). Также предлагается, что сотрудник ИЦ будет истребовать у администрации организации или у ИП сведения, характеризующие поведение осужденного. Помимо этого он будет проводить с осужденным воспитательную беседу, выяснять информацию о соблюдении осужденным порядка отбывания наказания, а также другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания. После подписания документа Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» утратит силу.

Александр Польченко отметил, что в документе содержится более конкретизированное описание порядка действий сотрудников исправительных центров по осуществлению надзора за указанной категорией осужденных, по сравнению с действующим Приказом № 311, а также предусматриваются четко регламентированный порядок и сроки осуществления надзорных мероприятий в отношении них. Важной новеллой, по мнению адвоката, является указание на возможность широкого использования сотрудниками ИЦ средств связи с функцией видеосвязи для контроля осужденного по месту его работы или пребывания: «По сути, использование сотрудником ИЦ функции видеозвонка к осужденному позволит первому не вторгаться физически в трудовой процесс, но в то же время позволит контролировать условия отбывания наказания».

По мнению эксперта, последовательная регламентация действий сотрудников ИЦ может положительно сказаться на реализации осужденными своих прав. В проекте приведен исчерпывающий перечень действий, которые может совершать сотрудник центра при посещении осужденного по месту работы, жительства и пребывания. Кроме того, приказ увеличивает количество посещений сотрудником ИЦ осужденного с одного до двух раз в месяц, а также устанавливает обязанность составления справки по результатам каждого посещения осужденного по месту работы, жительства или пребывания, пояснил адвокат. «Указание в проекте приказа на необходимость истребования сотрудником ИЦ у администрации организации или у индивидуального предпринимателя сведений, характеризующих поведение осужденного, на мой взгляд, будет исключать возможность субъективной оценки таким сотрудником степени исправляемости осужденного», – считает Александр Польченко.

Управляющий партнер АК «Шульгин, Гулишан и Партнеры» Константин Шульгин, проанализировав предложенный порядок надзора за трудоустроенными к ИП осужденными, отметил, что Минюст регламентировал и конкретизировал действия сотрудников ИЦ более детально, определил порядок выезда осужденных за пределы ИЦ, в том числе и в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Он отметил, что изменения значимы в той мере, в которой возникла актуализация нормативно-правовой регламентации процесса надзора за осужденными к принудительным работам в связи с изменениями, внесенными в УИК РФ. Однако он полагает, что в проекте не хватает положения, регламентирующего порядок и срок обращения работодателей в ИЦ с жалобами на действия осужденных, качество выполнения ими принудительных работ и сроки реагирования администрации ИЦ на такие жалобы.

В свою очередь Денис Лактионов считает положительным моментом направление осужденных к исправительным работам к ИП. «Это расширяет возможности трудоустройства осужденных, что, безусловно, скажется на частоте применения такой меры наказания. Но насколько в таких работниках будут заинтересованы сами предприниматели, пока сложно сказать», – отметил он.

По мнению Дениса Лактионова, проекты приказов Минюста можно расценивать, как шаг к гуманизации наказания. «Все это говорит о том, что у нас появляется альтернатива часто применяемому наказанию в виде лишения свободы. Но, к сожалению, суды достаточно редко назначают принудительные работы. Однако в целом такой вид наказания уже входит в обиход, и оно, конечно, более гуманное по сравнению с реальным лишением свободы. Замечу, что невозможно сразу все предусмотреть, поэтому оба приказа, конечно, еще будут уточняться, дополняться», – резюмировал вице-президент ФПА.

Рассказать:
Яндекс.Метрика