×

Недопустимость огласки

Опубликованы разъяснения КЭС ФПА РФ по вопросу предания адвокатом огласке сведений о преступлениях или иных правонарушениях
Предание адвокатом таких сведений огласке без согласия доверителя, в том числе путем их опубликования или путем обращения в правоохранительные органы, недопустимо и может быть квалифицировано как тяжелый дисциплинарный проступок.


На сайте Федеральной палаты адвокатов РФ опубликовано утвержденное 28 июня Советом ФПА РФ разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросу о допустимости с точки зрения профессиональной этики предания адвокатом огласке сведений о якобы имевших место преступлениях или иных правонарушениях, совершенных доверителем или связанными с ним лицами, которые стали известны адвокату в связи с осуществлением им адвокатской деятельности.

Рассматриваемые отношения урегулированы ст. 5 КПЭА, согласно которой  профессиональная независимость адвоката, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката являются необходимыми условиями доверия к нему; адвокат должен избегать действий или бездействия, направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре; злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката.

Комиссия пояснила, что при оказании доверителю юридической помощи адвокат становится обладателем конфиденциальной информации, которая может касаться как непосредственно предмета поручения, так и иных аспектов жизни или деятельности доверителей либо связанных с ними лиц. При этом данные сведения могут определяться как свидетельствующие о совершенных в прошлом преступлениях или правонарушениях.

Как следует из разъяснения КПЭА, предание адвокатом таких сведений огласке без согласия доверителя, в том числе путем их опубликования или путем обращения в правоохранительные органы, недопустимо ни при каких обстоятельствах. При этом не имеет значения, была указанная информация связана с предметом поручения или нет; доверена она адвокату доверителем или получена адвокатом самостоятельно; касается она непосредственно доверителя или связанных с ним лиц.

«Доверительные отношения с лицом, которому адвокатом оказывается юридическая помощь, имеют приоритет перед несвойственными институту адвокатуры задачами», – подчеркивается в разъяснении.

Действия адвоката по преданию огласке сведений такого рода Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам расценивает как тяжкий дисциплинарный проступок: нарушение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также Кодекса профессиональной этики адвоката в части обязанности по сохранению адвокатской тайны.

«Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката», – указала комиссия.

В разъяснении напоминается, что согласно п. 1 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, а КПЭА предусматривает распространение правил сохранения профессиональной тайны в том числе на факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей; сведения, полученные адвокатом от доверителей; информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи; любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

В качестве исключения Кодексом профессиональной этики адвоката предусматривается право адвоката использовать без согласия доверителя сообщенные ему сведения в объеме, необходимом для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем либо для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству или уголовному делу. К иным исключениям могут быть отнесены ситуации, по отношению к которым международными актами и федеральным законодательством установлен особый правовой режим с учетом требований соблюдения адвокатской тайны.


Рассказать:
Яндекс.Метрика