×

Одобрен закон об исключении службы в ОВД из числа отягчающих обстоятельств преступления

По мнению авторов поправок, закон искоренит фактическую дискриминацию сотрудников ОВД по сравнению с работниками других государственных структур, отнесенных к категории правоохранительных органов
Фото: «Адвокатская газета»
Ранее в комментарии «АГ» одна из адвокатов отмечала, что за совершение сотрудниками правоохранительных органов умышленных преступлений, не связанных с их служебной деятельностью и полномочиями, их следует привлекать к ответственности на общих основаниях. Другой, напротив, счел, что поправки носят конъюнктурный характер, в то время как необходимо расширить применение данного отягчающего обстоятельства и к сотрудникам иных правоохранительных органов. Третий указывал, что изменение нецелесообразно, пока доверие населения к работе сотрудников ОВД не достигнет достаточного уровня.

7 июня Совет Федерации одобрил принятый Думой 30 мая закон (законопроект № 215274-8), в соответствии с которым совершение преступления сотрудником ОВД исключено из числа отягчающих наказание обстоятельств. Соответствующая поправка внесена в ст. 63 УК РФ. С момента внесения проекта закона на рассмотрение депутатов его текст не претерпел каких-либо существенных изменений к моменту принятия.

Читайте также
Совершение преступления сотрудником ОВД может перестать быть отягчающим обстоятельством
Как отмечают авторы поправок, это позволит избежать подчеркивания незаслуженного и несправедливого недоверия к действующим сотрудникам органов внутренних дел
27 февраля 2023 Новости

Напомним, проект закона был внесен в Госдуму в октябре прошлого года. В пояснительной записке к нему отмечалось, что в июле 2010 г. в ч. 1 ст. 63 УК РФ был введен дополнительный п. «о», которым факт совершения умышленного преступления сотрудником ОВД отнесен к обстоятельству, отягчающему ответственность правонарушителя. Тогда разработчики стремились «усилить защиту прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел», для чего предполагалось повысить уровень ответственности работников ОВД перед обществом, пояснялось в документе.

«Однако в ходе реализации данной идеи не было принято во внимание, что с принятием названного законоположения допущена фактическая дискриминация сотрудников ОВД по сравнению с работниками других государственных структур, отнесенных к категории правоохранительных органов. Правопорядок в России обеспечивают помимо МВД также работники судов, прокуратуры, ФСБ, ФСО, Росгвардии, ФСИН, военной полиции, таможни и др. Принадлежность правонарушителя к этим структурам отягчающим вину обстоятельством не является, что явно несправедливо», – указали авторы поправок.

Ссылаясь на официальные статистические данные Генпрокуратуры РФ, они указали, что количество преступлений среди сотрудников всех правоохранительных органов составляет в среднем не более 1% от общего числа преступлений, совершаемых в РФ, причем на «долю» МВД приходится менее 1/3 из них. Как подчеркивалось в пояснительной записке, устранение дискриминационного п. «о» из ч. 1 ст. 63 УК РФ позволит восстановить логику законодательного регулирования и избежать тем самым подчеркивания незаслуженного и несправедливого недоверия к действующим сотрудникам ОВД России.

Ранее в комментарии «АГ» председатель МКА «Норма» Екатерина Белова поддержала внесение данной поправки в УК РФ. Она обращала внимание, что на практике судами часто учитывается указанное отягчающее обстоятельство при назначении наказания за должностное преступление. По словам адвоката, за 10 лет не сложилась единообразная практика применения данного отягчающего обстоятельства, что свидетельствует о нецелесообразности введения п. «о» в ч. 1 ст. 63 УК с практической точки зрения.

Екатерина Белова посчитала, что с теоретической точки зрения также не совсем ясна логика законодателя. «Представляется сомнительным, что совершение умышленного преступления сотрудником прокуратуры или, например, судьей несет в себе меньшую общественную опасность, чем то же деяние, совершенное сотрудником ОВД. При этом нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом и судом вне зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. То есть при совершении в равных условиях одного и того же преступления сотрудники различных структур несут разную уголовную ответственность», – отмечала она. Екатерина Белова уверена, что за совершение сотрудниками правоохранительных органов умышленных преступлений, не связанных с их служебной деятельностью и полномочиями, их следует привлекать к ответственности на общих основаниях.

Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко подчеркивал, что на момент введения п. «о» в ч. 1 ст. 63 УК законодатель исходил из необходимости исполнения поручений Президента РФ от 12 ноября 2009 г. № Пр-3020 и от 30 декабря 2009 г. № Пр-3525 и был ориентирован на усиление защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников ОВД. «На настоящий момент действие этих поручений никто не отменял и не приостанавливал, в связи с чем предлагаемый законопроект входит в прямое противоречие с ними», – указывал адвокат.

По мнению Александра Польченко, поправки носят конъюнктурный характер, в то время как в уголовный закон должно быть внесено прямо противоположное изменение, расширяющее применение данного отягчающего обстоятельства не только к сотрудникам ОВД, совершившим умышленное преступление, но и к сотрудникам иных правоохранительных органов.

Адвокат АП Саратовской области Денис Вениционов ранее подтвердил, что в действующем законодательстве имеется определенная степень дискриминационного характера по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. «Считаю, что пока сотрудники ОВД не будут обеспечены реальными социальными гарантиями, достойным уровнем заработной платы, условиями работы, материально-технической базой, возможностью получать компенсацию за ненормированный график работы, уровень квалификации сотрудников и текучести кадров будет оставлять желать лучшего», – поделился мнением адвокат.

Денис Вениционов указал, что введение дискриминационной нормы в свое время было осуществлено в том числе и в качестве так называемого сдерживающего фактора для сотрудников ведомства, обладающего «особыми» полномочиями. Он отмечал, что пока доверие населения к работе сотрудников ОВД не достигнет достаточного уровня, исключать п. «о» из ст. 63 УК РФ нецелесообразно.

Рассказать:
Яндекс.Метрика