×

Оказание БЮП хотят перенести в онлайн

Для этого Минюстом будет создана информационная система «Правовая помощь»
По мнению одного адвоката, предложение Минюста можно назвать вполне закономерным, поскольку с каждым годом все большее количество государственных услуг доступно гражданам удаленно. Другой выразил надежду, что создание и введение информационной системы «Правовая помощь» займут максимально короткие сроки. В ФПА полагают, что реализация проекта Минюста на должном уровне позволит сэкономить бюджетные средства.

Минюст России представил проект постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов.

Как следует из документа, эксперимент планируется провести в период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2023 г. в ряде регионов России, а именно в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Кемеровской, Курской, Иркутской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Ульяновской областях. При его проведении будет использована информационная система «Правовая помощь», которая будет создана под эгидой Минюста России. Участниками эксперимента также выступят МВД и Минцифры России, а также органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

В пояснительной записке к проекту перечислен ряд причин для внедрения оказания БЮП с применением электронных сервисов при объединении в едином цифровом пространстве всех участников на федеральном и региональном уровнях. Среди них, в частности, различные подходы органов власти к правовому информированию, правовому просвещению населения и оказанию бесплатной юридической помощи; непрозрачность системы расчетов с поставщиками правовой помощи и неэффективность контроля качества такой помощи; высокая вероятность для граждан при отсутствии юридического образования стать жертвой мошенников, выдающих себя за участников государственной или негосударственной системы БЮП.

«Создание информационной системы “Правовая помощь” позволит поставщикам правовой помощи быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь, предоставит гражданам равный доступ как к самой помощи, так и к доступной для восприятия правовой информации, что в конечном счете приведет к существенному увеличению количества граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи», – убеждены разработчики документа. На сайте Минюста России сообщается, что уже в 2022 г. к эксперименту планируется подключить все субъекты РФ.

Стоит отметить, что создание ИС «Правовая помощь» пропишут и в госпрограмме «Юстиция», соответствующие поправки к которой уже представлены для ознакомления. «Создание и развитие федеральной государственной информационной системы “Правовая помощь” обеспечат повышение доступности бесплатной юридической помощи, предоставление гражданам и всем участникам государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи единого цифрового пространства для правового информирования, правового просвещения и предоставления населению равного доступа к квалифицированной бесплатной юридической помощи, а также минимизируют случаи предоставления некачественной юридической помощи», – указано в проекте.

По мнению адвоката МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, предложения Минюста вполне закономерны, поскольку с каждым годом все большее количество государственных услуг доступно гражданам удаленно, посредством электронных сервисов, а кроме того государство с недавнего времени плотно занимается созданием новой и улучшением действующей системы бесплатной юридической помощи.

По словам эксперта, получение гражданами бесплатной юридической помощи онлайн в случае стабильной и понятной работы электронного сервиса будет способствовать повышению ее доступности и поможет гражданам в большей мере реализовать свои права. «Создание единой государственной правовой платформы должно впоследствии вытеснить иные коммерческие платформы, позиционирующие себя как бесплатные юридические консультации, но фактически таковыми не являющиеся, а зачастую используемые в качестве мошеннических платформ. В любом случае, только спустя некоторое время после использования сервиса, предложенного в комментируемом документе, можно будет сделать более точный вывод о том, оказался он полезным или нет», – заключил Илья Прокофьев.

Адвокат, управляющий партнер юридической фирмы RBL Дмитрий Самигуллин считает, что цифровизация предоставления и оказания государственных услуг – уже давно не эксперимент, а данность, в которой мы живем: «Портал “Госуслуги” и прочие ресурсы эффективно и успешно помогают гражданам взаимодействовать с государством».

По словам эксперта, в связи с этим инициатива по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов – это то, что давно назрело и существенно улучшит эффективность оказания БЮП. «Могу отметить, что наше адвокатское бюро давно оказывает безвозмездную юридическую помощь pro bono, используя электронную почту, без личных встреч с клиентом. Хочется надеяться, что создание и введение информационной системы “Правовая помощь”, посредством которой будет оказываться такая помощь, займут максимально короткие сроки, чтобы сам эксперимент продлился как можно дольше», – подытожил Дмитрий Самигуллин.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов, советник ФПА Елена Авакян отметила, что с самого начала обсуждения проекта реформы бесплатной юридической помощи в Федеральной палате адвокатов отмечали целесообразность создания чат-ботов для оказания БЮП. «С их помощью появилась бы возможность, например, решать стандартизированные вопросы, возникающие у социально незащищенных групп населения. Как показывает мировая практика (например, Китая), наиболее эффективными методами обеспечения населения бесплатной юридической помощью являются технологические системы, которые поддерживаются юристами, а в большинстве стран – и адвокатами. На сегодняшний день основная проблема с оказанием бесплатной юридической помощи связана не с недостатком финансирования, а с объемом отчетных документов: сначала надо предоставить большое количество документов для оказания БЮП, а потом необходимо предоставить большое количество документов тем, кто ее оказывал», – полагает она.

По словам Елены Авакян, создание информационной платформы БЮП, интегрированной с порталом госуслуг, – правильный шаг. «Это позволит облегчить оказание бесплатной юридической помощи, а также не будет необходимости в сложной системе идентификации. Полагаем, если проект Минюста будет реализован должным образом, то не потребуется создание дополнительных служб для оказания БЮП, что позволит сэкономить бюджетные средства», – заключила член Совета ФПА РФ.

Рассказать:
Яндекс.Метрика