×

Планируется расширить полномочия Минюста России по мониторингу за оказанием БЮП

Законопроектом также предлагается уточнить порядок оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками
По мнению одного адвоката, принятие поправок приведет к более качественному и быстрому предоставлению информации об оказании БЮП. Другая отметила, что формирование списка созданных при образовательных учреждениях юридических клиник повысит доступность такой помощи. В ФПА считают, что законопроект заслуживает поддержки.

Правительство внесло в Госдуму поправки в Закон о бесплатной юридической помощи (законопроект № 1199017-7) о расширении полномочий Минюста по осуществлению мониторинга в данной сфере и уточнении порядка оказания БЮП в юридических клиниках.

Проект закона вносит изменения в ст. 11 Закона о БЮП, расширяя перечень подлежащих мониторингу со стороны Минюста России субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи путем включения в них юридических клиник.

К полномочиям Минюста России планируется отнести утверждение формы документов, необходимых для проведения мониторинга деятельности по оказанию гражданам БЮП и правовому просвещению населения, установление порядка заполнения формы таких документов и определение сроков представления данной документации соответствующими субъектами. Законопроект также дополняет Закон новой ст. 16.1, устанавливающей алгоритм представления информации об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и о правовом просвещении населения.

В новой редакции изложены ч. 1, 2 и 5 ст. 23 Закона, регламентирующие порядок создания и функционирования юридических клиник при вузах. В них, в частности, отмечено, что юрклиника создается в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования, и перечислен круг студентов, которые могут участвовать в оказании БЮП под контролем кураторов. Так, помимо прочего отмечено, что в оказании БЮП не могут принимать участие студенты, имеющие академическую задолженность.

Поправки также дополняют Закон ст. 23.1 о списках юридических клиник. Согласно этой новелле, вуз в течение 10 дней со дня создания собственной юрклиники уведомляет об этом путем передачи ряда сведений территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который будет вести список таких клиник и размещать его на своем сайте.

В законопроекте отмечено, что федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. «Такой срок обусловлен необходимостью разработки перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием данного федерального закона. Также потребуется время на организацию взаимодействия Минюста России с юридическими клиниками как участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи», – отмечено в пояснительной записке.

Адвокат «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что происходящие в стране масштабные преобразования обусловили необходимость развития института оказания гражданам бесплатной юридической помощи. «В БЮП в стране ежегодно, по данным Минюста России, нуждаются от 29 до 32 миллионов граждан, значительная часть которых ее получает. Возникли фактически новые общественные отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи нуждающимся. Эти отношения затрагивают огромную часть нашего общества, включающую не только граждан, обращающихся за помощью, но и субъектов, связанных с ее непосредственным предоставлением, организацией данной деятельности», – считает она.

По словам эксперта, принятие законопроекта приведет к более качественному и быстрому предоставлению информации об оказании БЮП. «Установление обязанности предоставлять информацию об оказании гражданам бесплатной юридической помощи и о правовом просвещении населения дисциплинирует субъектов оказания такой помощи. Поэтому необходим мониторинг негосударственной системы оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Следует отметить, что юридические клиники и раньше предоставляли информацию о своей деятельности. Теперь исполнение этой обязанности будет предусмотрено законом», – отметила Ольга Рогачёва.

Она добавила, что закрепление требований к юрклиникам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, следует оценивать положительно. «Минюст России хочет установить требование, чтобы в клинике работали студенты начиная с третьего курса: их можно будет разделить на консультантов (третий курс и старше), которые оказывают бесплатную юридическую помощь, и стажеров, или помощников, которые помогают консультантам юридической клиники», – пояснила эксперт.

Адвокат обратила внимание на предложение Минюста о том, что студенты, имеющие академическую задолженность, не будут участвовать в работе юридической клиники. «Вопрос возникает в том, как Минюст будет осуществлять контроль за этим. Если студент пересдал двойку на пересдаче, значит все в порядке, а если не пересдал, его отчислят», – полагает Ольга Рогачёва.

Адвокат, член Совета АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что список созданных при образовательных учреждениях юридических клиник будет систематизирован и доведен до общественности, и это повысит доступность такой помощи. «Некоторые граждане, нуждающиеся в помощи и не имеющие возможности оплатить ее, действительно, не знают, где, в каких случаях и как они могут эту помощь получить. Однако у жесткого мониторинга есть всегда обратная сторона, и не хотелось бы, чтобы "благие" намерения привели к очередной "зарегулированности", мешающей нормальному развитию. Кроме того, полагаю, что связь принимаемых мер с качеством оказания БЮП весьма опосредованная. Что касается помощи со стороны студентов старших курсов под кураторством преподавателей, считаю это полезным не только для граждан, но и в первую очередь для самих студентов. Разумеется, с поправкой, что помощь должна предоставляться по определенным категориям дел», – полагает эксперт.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что законопроектом предлагается уточнить два весьма важных элемента системы оказания бесплатной юридической помощи. «Прежде всего вводятся некоторые четкие параметры образования и функционирования юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля. Устанавливаются требования, предъявляемые к участникам, а также требования непосредственно к процессу оказания помощи, призванные исключить ошибочные и некачественные советы правового характера», – подчеркнул он.

По словам Михаила Толчеева, второй составляющей законопроекта является создание системы единых форм отчетности для субъектов, оказывающих юридическую помощь бесплатно. «Эти дополнения в нормативное регулирование представляются особенно важными на современном этапе. Озвученная на различных уровнях потребность в получении бесплатной юридической помощи, а значит, и выделение средств налогоплательщика на эти цели, должны базироваться не только на социологических данных о гражданах страны, отнесенных законом к категории социально незащищенных. Общепризнанные принципы справедливости и эффективного расходования бюджетных средств предполагают всестороннюю оценку действительной потребности, а также того, насколько существующие институты общественного устройства эти потребности удовлетворяют на сегодняшний день. Общепризнано, что система бесплатной (субсидируемой) юридической помощи не должна поощрять социальное иждивенчество, безответственное сутяжничество и злоупотребление правом на правосудие. Поэтому крайне важно иметь действенные инструменты измерения того, насколько существующие механизмы способны обеспечивать получение такой помощи теми, кто в ней действительно нуждается. И уже на этой основе принимать решение о поддержке или развитии тех или иных институтов с использованием бюджетного финансирования. С учетом этого предложения Правительства РФ по внесению формальной определенности в вопросы отчетности следует признать заслуживающими поддержки», – резюмировал вице-президент ФПА РФ.

Рассказать:
Яндекс.Метрика