Магаданская областная Дума внесла на рассмотрение депутатов Госдумы поправки в Закон об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (законопроект № 864375-8), которыми предлагается признать утратившим силу ч. 4 ст. 6 Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Тем самым одно и то же лицо сможет занимать должность уполномоченного более двух сроков подряд. Действующее законодательство исключает данную возможность.
В пояснительной записке отмечается: Законом об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ определено, что одно и то же лицо не может занимать должность регионального уполномоченного по правам человека более двух сроков подряд. В то же время ни Закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ, ни Закон об уполномоченных по правам ребенка в РФ таких ограничений не содержат, предоставляя субъектам Российской Федерации право самостоятельно регламентировать порядок назначения кандидатов на соответствующие должности. В связи с этим и предлагается исключить из Закона об уполномоченных по правам человека указание на то, что одно и то же лицо может занимать должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ не более двух сроков подряд. Таким образом, как полагают авторы поправок, будут обеспечены единообразие правового регулирования и тождественность норм федерального законодательства по сходным правоотношениям.
Адвокат, руководитель общественной приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Марина Артякова полагает, что отмена запрета правомерна, а законопроект обоснован. По ее мнению, справедливо замечено, что должность уполномоченного по правам человека идентична должности уполномоченного по защите прав предпринимателей и должности уполномоченного по правам ребенка, в то время как ограничений по сроку замещения должности регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей и уполномоченного по правам ребенка не имеется. «Регионы вправе самостоятельно регламентировать порядок назначения кандидатов на соответствующие должности. Наделение такими полномочиями субъектов Российской Федерации будет соответствовать обеспечению единообразия правового регулирования. Так, например, в законодательстве некоторых субъектов максимальное количество сроков пребывания одного и того же лица в должностях региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей и по правам ребенка не установлено», – указала адвокат.
Марина Артякова считает, что частая смена высококвалифицированных кадров, обладающих достаточным опытом, приведет к неэффективности работы в указанной сфере. «Если говорить об изменениях в законопроект, полагаю возможным указать в Законе об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, что регионы вправе самостоятельно регламентировать порядок назначения кандидатов на соответствующие должности», – заключила она.
Адвокат, эксперт «Пепеляев Групп» Сергей Таут заметил, что институт уполномоченных по защите прав человека, являясь относительно новым для российской правовой традиции, с момента своего появления согласно Конституции 1993 г. и по настоящее время прошел значительный путь становления, зарекомендовав себя как важный элемент обеспечения конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
«Законопроект, предлагаемый Магаданской областной Думой, направлен на совершенствование правового регулирования этого института и предусматривает исключение ограничения на занятие должности регионального уполномоченного по правам человека более двух сроков подряд. В то же время возможность установить такое ограничение самим субъектом РФ в региональном законе остается, что, на мой взгляд, обеспечивает гармоничное регулирование этого вопроса, устранив избыточную императивность в этом вопросе региональной, по сути, компетенции. Авторы законопроекта справедливо указывают на отсутствие аналогичных ограничений для других региональных уполномоченных – по правам ребенка и правам предпринимателей», – указал адвокат.
Кроме того, заметил Сергей Таут, устранение подобного искусственного ограничения позволит облегчить решение одной из ключевых проблем института уполномоченных – кадровой. «В целом при оценке текущего регулирования системы уполномоченных по правам человека видится целесообразность усиления властных полномочий данных госорганов, а также гарантий их деятельности, что, на мой взгляд, благотворно скажется на их правозащитной работе», – заключил он.