×

Предлагается ужесточить требования к электронной подписи и удостоверяющим центрам

Минкомсвязи предложило ввести уголовную ответственность за неисполнение удостоверяющими центрами обязанностей, предусмотренных законодательством РФ
Фотобанк Freepik
Один из экспертов считает, что необходимость усилить действующее законодательство возникла в результате нарушений со стороны удостоверяющих центров и владельцев электронных подписей. Другой отметил: с учетом того, что сотрудникам удостоверяющих центров теперь грозит до 5 лет за нарушение ими законодательства по обработке и хранению данных, желающих заниматься этой деятельностью не останется.

Минкомсвязи разработало законопроект, которым предлагается усилить требования к деятельности удостоверяющих центров.

Так, в Закон об электронной подписи вводится понятие доверенной третьей стороны – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами. Вводится и понятие средств доверенной третьей стороны. 

Кроме того, указывается, что электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующие признакам усиленной электронной подписи, признаются в РФ имеющими юридическую силу и могут применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ при условии подтверждения их действительности доверенной третьей стороной. 

Законопроектом предлагается добавить к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи возможность осуществлять аккредитацию, проводить проверки соблюдения доверенной третьей стороной требований, установленных законодательством РФ.

Также в проекте закона отмечается, что удостоверяющий центр будет выдавать электронную подпись только при условии идентификации заявителя, которую предлагается проводить при его личном присутствии или посредством идентификации с использованием электронной подписи при наличии действующего сертификата.

Кроме того, предлагается создать удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, а также удостоверяющий центр, уполномоченный на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. 

Законопроектом предлагается увеличить минимальный размер собственных средств удостоверяющего центра. Так, указывается, что он должен быть не менее чем 1 млрд руб. либо 500 млн руб. при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра.

Согласно проекту закона, удостоверяющий центр должен хранить ключ электронной подписи, а также информировать его владельца об операциях, проведенных с ключом. 

Предлагается изменить порядок действий третьих лиц. Так, в проекте закона указывается, что удостоверяющий центр вправе наделить их полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению этих сертификатов от имени удостоверяющего центра. Отмечается, что при совершении порученных удостоверяющим центром действий доверенное лицо обязано будет идентифицировать заявителя при личном присутствии.

Кроме того, вводится уголовная ответственность для таких третьих лиц, а также для лиц аккредитованного удостоверяющего центра за умышленное нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи. Так, предлагается установить штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до полугода. Предлагается и другая уголовная ответственность. Аналогичное наказание предусмотрено за умышленную выдачу сертификата, содержащего заведомо недостоверную информацию о его владельце и за умышленное нарушение порядка хранения ключа электронной подписи, а также порядка создания электронной подписи при помощи указанного ключа по поручению владельца квалифицированного сертификата.

Юрист юридической компании «Домант» Анастасия Худякова считает, что необходимость усилить действующее законодательство возникла в результате нарушений со стороны удостоверяющих центров и владельцев электронных подписей: «Простота получения ЭП в настоящее время на любое лицо, а затем ее использование в гражданском обороте любыми лицами, по сути, привели к тому, что не всегда участник электронного документооборота может быть уверен, что документ контрагента подписан уполномоченным лицом (например, сотрудник компании подписывается гендиректором, используя соответствующую флешку)».

Эксперт отметила, что, кроме того, случаи подделки подписи не очень строго контролируются уполномоченными организациями, штрафы не настолько существенны, а ответственность – только административная. «Таким образом, идея законодателя заключается в том, чтобы придать ЭП бо́льшую юридическую силу, чем существует сейчас», – указала Анастасия Худякова.

Юрист считает, что в случае принятия данного законопроекта сократится количество аккредитованных удостоверяющих центров, поскольку новые правила существенно увеличивают финансовые требования к таким центрам (с 7 млн до 1 млрд руб.), а значит, эта сфера деятельности будет в какой-то степени монополизирована крупными центрами, что к тому же позволит повысить стоимость ЭП.

«Кроме того, усложнится порядок выдачи ЭП, поскольку будет необходимо личное присутствие владельцев (раньше не требовалось), а при подписании документов будет необходимо ставить подпись, присвоенную не только юридическому лицу, но и уполномоченному физическому лицу. Все подписи могут быть проверены доверенными третьими лицами, специально создаваемыми для этих целей», – пояснила эксперт. Анастасия Худякова отметила, что это в первое время может привести к усложнению электронного документооборота и даже отказу от него для небольших компаний, однако в будущем такие изменения должны позитивно отразиться на участниках хозяйственной деятельности, поскольку данные поправки привнесут больше доверия к электронной подписи.

Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов считает, что предлагаемые поправки можно разделить на три блока. Так, он отметил изменения, направленные на совершенствование юридической техники документа (то есть его содержания). Вторым блоком он назвал ужесточение процедуры аккредитации удостоверяющих центров государственным органом, которое направлено на создание надежных удостоверяющих центров, способных финансово возместить дальнейшие возможные убытки пользователей. К третьему эксперт отнес введение «доверенной третьей стороны», которая будет выполнять роль фиксатора факта подписи документа определенным лицом на определенную дату.

«Предлагаемые технические изменения повлекут лишь дополнительную ясность законодательства и устранят двусмысленность. Введение “доверенной третьей стороны” откроет хорошие перспективы для небольшого бизнеса по фиксации фактов электронной подписи документов и будет крайне востребовано юристами. С учетом того, что ею может быть иностранное юридическое лицо, то смею заметить, что конкуренция будет сильная. Например, теперь если судья подпишет решение “задним числом” электронной подписью, то адвокат сможет получить официальный документ, фиксирующий факт подписания (соответственно, даты фактического изготовления) решения и обосновать в суде апелляционной инстанции необходимость восстановления ему процессуального срока», – отметил Сергей Гревцов. 

«А вот изменения по ужесточению процедуры аккредитации и введение уголовной ответственности просто убьют удостоверяющие центры. Изменение критерия с обязательного наличия у удостоверяющего центра “7 миллионов чистых активов” до “минимального размера собственного капитала в 1 млрд руб.” – это попытка велосипеду предъявить требования по мощности, равные ракете», – считает эксперт. 

Также он отметил: с учетом того, что сотрудникам удостоверяющих центров теперь грозит до 5 лет за нарушение ими законодательства по обработке и хранению данных, желающих заниматься этой деятельностью не останется. «Из 500 аккредитованных на сегодняшний день удостоверяющих центров максимум останется только 50. Введение же термина “удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти” наводит меня на мысль, что государство хочет не только взять данную отрасль предпринимательства под свой контроль, но и уничтожить частных лиц, заинтересованных в этой деятельности», – заключил Сергей Гревцов.

Рассказать: