×

Предложено наделить мобилизованных граждан и членов их семей правом на БЮП

Согласно законопроекту, военнослужащие, участвующие в СВО, и граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ, также смогут получать бесплатную юридическую помощь
По мнению одного адвоката, законопроект однозначно заслуживает внимания и поддержки, однако его стоило бы дополнить также указанием на то, что бесплатную юридическую помощь могут получать также и семьи погибших или тяжело раненых участников СВО, неспособных самостоятельно реализовать свои права. Другая, поддержав поправки, заметила, что в пояснительной записке зря не упомянута более значимая проблема, нежели задержки в выплатах, а именно то, что власти на местах и вовсе отказывают в положенных компенсациях.

Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи (законопроект № 302571-8), согласно которому предложено наделить правом на получение БЮП военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, а также мобилизованных граждан и членов их семей.

Поправки расширяют перечень получателей бесплатной юрпомощи путем дополнения ч. 1 ст. 20 Закона о БЮП п. 3.1 и 3.2. Так, право на БЮП получат граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных силах России по контракту; граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе в войсках Национальной гвардии РФ, в воинских формированиях и органах, указанных в п. 6 ст. 1 Закона об обороне, при условии их участия в специальной военной операции или выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, а также в ходе вооруженной провокации на государственной границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, а также члены их семей. Кроме того, на получение бесплатной юридической помощи смогут рассчитывать и граждане, призванные на военную службу по мобилизации в ВС РФ, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на вооруженные силы, и члены их семей.

Кроме того, в ч. 2 ст. 20 вносятся новые вопросы, по которым граждане смогут получать бесплатную юридическую помощь: денежное довольствие военнослужащих, получение выплат, льгот, социальных гарантий и компенсаций, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим при условии его участия в боевых действиях.

В пояснительной записке отмечается, что на практике при прохождении военной службы, выполнении задач в качестве добровольцев, а также в ходе мобилизации граждане зачастую сталкиваются с различными проблемами, решение которых требует квалифицированной правовой поддержки: «В частности, это такие вопросы, как оформление статуса добровольца, получение денежного довольствия и иных выплат (например, получение выплаты в результате ранения), а также реализация социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством (например, предоставление кредитных каникул, помощь в сохранении управления бизнесом для мобилизованных и др.)».

Для получения правовой помощи по этим вопросам, по мнению авторов законопроекта, гражданам приходится обращаться в юридические консультации, осуществляющие деятельность на возмездной основе, что влечет существенные материальные издержки для заявителей. Кроме того, указано в пояснительной записке, нередки случаи реализации мошеннических схем под прикрытием деятельности организаций, оказывающих правовую поддержку военнослужащим. «С учетом сложившейся ситуации в настоящее время существует потребность в комплексном и системном обеспечении вышеуказанных граждан бесплатной квалифицированной правовой помощью. Данная задача может быть решена в рамках функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи», – указали авторы поправок.

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что законопроект однозначно заслуживает внимания и поддержки, поскольку он направлен на защиту и реализацию прав категории граждан, выполняющих важнейшую государственную задачу. «Этот проект является закономерным продолжением линии государства, направленной на предоставление участникам СВО всеобъемлющей поддержки и социальных гарантий. Законопроект в случае его принятия, в чем, собственно, нет сомнений, позволит усилить правовые гарантии как получателей бесплатной юридической помощи, так и участников системы, предоставляющих БЮП. Проект написан довольно полно и подробно, в связи с чем при его реализации проблем возникнуть не должно, однако его стоило бы дополнить также указанием на то, что бесплатную юридическую помощь могут получать также и семьи погибших или тяжело раненых участников СВО, неспособных самостоятельно реализовать свои права. Такое дополнение было бы очень актуально, поскольку запрос на юридическую помощь от членов семей погибших военнослужащих уже довольно большой и ее оказание в рамках Закона о БЮП было бы социально важным и значимым», – считает он.

Заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARM IUST» Нарине Айрапетян также положительно оценила предложенную законодательную инициативу. «В пояснительной записке к поправкам необходимость внесения изменений, обосновывается, в частности, и существованием различных мошеннических схем по так называемому “ускорению процедуры”. Однако совершенно зря не упомянута более значимая проблема, нежели задержки в выплатах, а именно то, что власти на местах и вовсе отказывают в положенных компенсациях. Таким образом, я сместила бы фокус проблемы и упомянула бы применительно к ситуации цитату Антона Чехова, который сказал: “Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят”. Возможно, законодателю и правоприменителю также следует усовершенствовать некоторые процедуры, убрать административные барьеры, нивелировать проблемы, связанные с исполнением на местах, и тогда юридическая помощь будет не к надобности. Либо “к надобности”, но не в том объеме, который необходим сейчас из-за имеющихся перекосов», – полагает она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика