×

Принят закон о возможности блокировки сайтов в течение одного дня

Такие меры будут применяться к онлайн-ресурсам, отказавшимся незамедлительно удалить запрещенную информацию, побуждающую детей к противоправным действиям
Фотобанк Лори
Эксперты отрицательно отнеслись к принятому закону. Так, один из них указал, что поправки не отвечают ни духу, ни букве Конституции. Второй отметил, что документ не устанавливает четких критериев, позволяющих отнести ту или иную информацию к «направленной на склонение», в связи с чем под блокировки могут попасть нейтральные или информационные страницы, тогда как действительно опасные – останутся.

4 декабря Госдума приняла поправки в ст. 15.1 Закона об информации и ст. 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (законопроект № 469143-7).

Так, п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации дополняется новым подпунктом «ж», устанавливающим, что в Реестр запрещенных сайтов будут включаться сайты, содержащие информацию, направленную на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья их самих либо иных лиц. 

Кроме того, если ранее провайдер хостинга обязан был проинформировать владельца сайта о необходимости удаления запрещенной интернет-страницы в течение суток, то теперь он должен будет сделать это незамедлительно, а владелец обязан немедленно удалить интернет-страницу. В случае его отказа или бездействия провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в течение суток.

Пункт 1 ч. 2 ст. 5 Закона о защите детей от информации дополнен положением, согласно которому к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится не только побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, но и информация, побуждающая к причинению вреда жизни и здоровью иных лиц либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.

По мнению авторов документа, принятый закон позволит снизить риски причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, усилить систему профилактики их вовлечения в опасную деятельность и создать дополнительные механизмы обеспечения информационной безопасности детей.

Адвокат АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов считает очевидным, что поправки вызваны протестной активностью в подростковой среде, а само по себе реакционное законодательство практически никогда не достигает декларируемого эффекта. «На самом деле констатируются очевидные вещи, ведь и ранее насильственные действия были вне закона. Что в итоге получится – покажет правоприменение, но, скорее всего, главным результатом будет очередная волна блокировки неугодных сайтов и сетевых сообществ», – указал он. Адвокат добавил, что не может поддержать такие поправки, так как они не отвечают ни духу, ни букве Конституции.

Ведущий юрист Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Михаил Хохолков считает, что закон вводит лишь специальное основание для включения в Реестр запрещенной информации. «Однако по факту вряд ли что-то изменится. Роскомнадзор и так уже блокирует “смертельные группы” и отчитывается об эффективности проведенных совместных мероприятий с владельцами социальных сетей и правоохранительными органами», – указал эксперт.

Читайте также
Подготовлены поправки в УК об ответственности за побуждение детей к опасным действиям через интернет
Необходимость внесения изменения в уголовное законодательство обоснована ростом числа случаев нападения подростков на учителей и одноклассников
24 Октября 2018 Новости

Михаил Хохолков также указал на проблемы, связанные с формулировками: «Четких критериев, позволяющих отнести ту или иную информацию к “направленной на склонение”, не установлено. А это неизбежно повлечет за собой злоупотребления в ту и другую сторону. Здесь я имею в виду, что под блокировки могут попасть нейтральные или информационные страницы, тогда как действительно опасные – останутся. В целом каких-то значимых изменений я не ожидаю», – отметил Михаил Хохолков.

Стоит отметить, что ранее «АГ» писала об опубликовании Минюстом законопроекта, направленного на установление уголовной ответственности за распространение в интернете информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью.

Рассказать: