×

Принят закон о введении экспериментального налога для самозанятых

К третьему чтению пакет поправок о проведении налогового эксперимента подвергся корректировкам, в частности введен запрет на изменение положений принятого закона в течение 10 лет
Фотобанк Лори
Среди указанных изменений оба эксперта «АГ» положительно оценили гарантию для самозанятых граждан о невозможности ухудшения установленных законом условий на ближайшие 10 лет. Также одна из экспертов отметила, что в окончательной редакции документа исчезли как минимальный предел размера штрафа, так и ответственность за непредоставление фискального чека покупателю.

15 ноября Госдума приняла три закона, входящие в пакет поправок, направленных на введение нового налогового спецрежима «Налог на профессиональный доход». Поправки определяют порядок проведения соответствующего налогового эксперимента в ряде субъектов РФ, а также закрепляют указанный правовой институт в Налоговом кодексе.

Как ранее сообщала «АГ», первый законопроект дополняет содержащийся в НК РФ перечень специальных налоговых режимов системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход. В рамках спецрежима физлицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. Предприниматели, которые применяют указанный налоговый режим, вправе не применять контрольно-кассовую технику. Поправки также устанавливают особенности регистрации физлица в качестве ИП при утрате им права на применение указанного спецрежима. За нарушение порядка формирования и сроков передачи чека при применении данного спецрежима установлена налоговая ответственность.

Читайте также
Власти проверят новый налог для самозанятых граждан экспериментальным путем
В первом чтении принят пакет поправок, направленных на введение нового налогового спецрежима «Налог на профессиональный доход» и позволяющих проводить налоговые эксперименты
30 Октября 2018 Новости

В законодательство об ОМС РФ вводятся новые субъекты: страхователи и застрахованные лица – плательщики специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Указанная категория налогоплательщиков для получения страховой пенсии вправе добровольно уплачивать взносы на ОПС в любом размере с ограничением максимального размера таких взносов.

Также законопроект закрепляет в НК РФ институт налогового эксперимента, в рамках которого на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований в течение определенного срока устанавливаются отдельные налоги, сборы, специальные налоговые режимы. За 6 месяцев до окончания эксперимента Правительство РФ обязано представлять в Госдуму отчет об эффективности (неэффективности) указанного мероприятия с предложениями о его продлении или прекращении либо установлении соответствующего налога, сбора, специального налогового режима.

Второй законопроект посвящен проведению соответствующего эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход в нескольких субъектах РФ (г. Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), который продлится до 31 декабря 2028 г.

Согласно документу плательщиками налога на профессиональный доход являются физлица, в том числе ИП, которые осуществляют деятельность на территории любого из включенных в эксперимент регионов. Профессиональным доходом признается доход физлиц от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Обязанность по сдаче налоговой декларации в таком случае отсутствует.

Объект налогообложения составляют доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом установленных особенностей; денежное выражение дохода, полученного от такой реализации, является налоговой базой. Законопроект также устанавливает особый порядок учета чеков, выдаваемых при реализации товаров, работ и услуг. Закрепляется, что при таком режиме налоговый период равен календарному месяцу. Также установлен налоговый вычет, максимальный размер которого составляет 10 тыс. руб. Налоговая ставка составляет 4% при реализации товаров физлицам и 6% – при реализации ИП и юрлицам.

Третий законопроект вносит поправки в ст. 56 и 146 БК РФ, которыми устанавливаются правила и нормативы распределения бюджетных поступлений от налога на самозанятых граждан.

К моменту рассмотрения документов в третьем чтении в них были внесены некоторые изменения. В частности, в течение десятилетнего периода проведения эксперимента в соответствующий закон не могут вноситься поправки в части увеличения налоговых ставок или уменьшения предельного размера доходов. Также в пользу налогоплательщиков были пересмотрены штрафные санкции за нарушение порядка и сроков передачи ими сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Адвокат, партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова отметила, что законы определяют статус самозанятых граждан путем определения их налогового бремени и «выведения из тени тех», кто фактически работает «на себя», без статуса ИП. «Сейчас введение налога для самозанятых можно считать уже свершившимся фактом, поскольку законопроекты прошли все три чтения и направлены в Совет Федерации, – указала эксперт. – Больше всего изменений в ходе законопроектной работы претерпели положения о штрафах для самозанятых».

Как пояснила Екатерина Болдинова, в действующий НК РФ предлагалось ввести два новых вида ответственности. Первый несли исключительно самозанятые граждане за нарушение порядка формирования и передачи налогоплательщиками фискальных чеков. Второй вид ответственности вводился за нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями.

«При этом поправки первого чтения предполагали штраф в размере 20% от суммы расчета, на который не был сформирован фискальный чек, но не менее 1 тыс. руб., и 100% от суммы расчета, на которую не сформирован фискальный чек, если правонарушение совершено повторно в течение 6 месяцев, – указала эксперт. – Аналогичные штрафы предполагались за непередачу фискального чека покупателю». Адвокат положительно оценила то, что в окончательной редакции закона исчезли как минимальный предел размера штрафа, так и ответственность за непредоставление фискального чека покупателю.

«Закон гарантирует, что в течение ближайших 10 лет ухудшения условий налогообложения самозанятых не произойдет, – отметила адвокат. – Остается надеяться, что так оно и будет». Также Екатерина Болдинова отметила, что в целом предлагаемые налоговые ставки не настолько высоки, чтобы «отбить желание» заниматься предпринимательской деятельностью.

В то же время эксперт назвала заслуживающим внимания то обстоятельство, что далеко не все самозанятые в принципе смогут легализовать свою деятельность. «Прежде всего, это касается домашних кондитерских, которые сейчас очень популярны среди молодых мам; предпринимателей, занимающихся пошивом одежды, и т.д., – пояснила эксперт. – То есть всех тех, чья деятельность подпадает под действие санитарных норм. Иными словами, такой гражданин не сможет испечь торт дома, однако будет обязан уплатить налоги».

Кроме того, разница в ставках при работе с разными видами «клиентов» для самозанятых граждан неизбежно вызовет необходимость ведения внутреннего раздельного учета и, как следствие, путаницу. «При использовании таким самозанятым лицом одного банковского счета для “работы” и повседневной жизни неизбежны вопросы со стороны контролирующих органов и вытекающие отсюда конфликты, – заключила Екатерина Болдинова. – Ведь если часть денежных средств, поступающих на счет, должна быть обложена соответствующим налогом, то часть может представлять собой подарки родственников, возврат долгов, разделение общей оплаты и иные платежи, не связанные с доходной деятельностью».

Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин полагает, что главными целями парламентариев были выведение на легальный рынок тех граждан, у которых есть интерес к ведению предпринимательской деятельности, и формирование для них наиболее комфортного налогового режима. «По мнению законодателей, в перспективе из самозанятых граждан могут вырасти субъекты малого и среднего бизнеса», – пояснил эксперт.

В качестве положительного аспекта поправок, прошедших третье чтение, эксперт отметил гарантию для самозанятых граждан невозможности ухудшения установленных законом условий на ближайшие 10 лет. «Таким образом, не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, ни относительно налоговой ставки, ни с точки зрения уровня дохода, – заключил адвокат. – Однако маловероятно, что принятие такого закона существенно поможет легализовать самозанятых граждан».

По словам эксперта, на сегодняшний день способы легализации самозанятых, основанные на несущественных послаблениях и без какой-либо господдержки, а также в условиях отсутствия выработанных систем льготирования и кредитования, вряд ли увенчаются успехом.

Рассказать: