Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс (законопроект № 369931-8), подготовленные в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ. Как сообщала «АГ», в конце мая поправки были представлены на рассмотрение депутатов повторно, поскольку в апреле аналогичный проект почти сразу после внесения был отозван Правительством РФ для технической доработки.
Закон содержит положения, направленные на совершенствование порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере. Поправки наделили ФНС России полномочиями на утверждение порядка постановки на учет (снятия с учета) лиц в налоговых органах, оснований и порядка внесения изменений в учетные данные, перечня и формы документов, необходимых для постановки на учет/снятия с него лиц в налоговых органах. Кроме того, она полномочна утверждать порядок заполнения, направления и получения такой документации, а также определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков (в том числе установления критериев отнесения лиц к таким субъектам).
Также конкретизируется методика постановки на учет в налоговых органах иностранцев, получающих доходы от вкладов в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.
Законом изменен порядок получения сведений об адвокатах: вместо получения налоговиками информации от региональных адвокатских палат предусмотрено ее получение с помощью Комплексной информационной системы адвокатуры России. Согласно пояснительной записке нормативная регламентация КИС АР запланирована к 2024 г. в целях реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды».
Ввиду этого Федеральная палата адвокатов РФ будет обязана не позднее 10 числа каждого месяца сообщать ФНС посредством КИС АР сведения об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в Единый госреестр адвокатов или исключенных из него (в том числе о внесении исправлений или изменений в вышеуказанные сведения). Она также будет предоставлять информацию о принятых в этом месяце решениях о приостановлении или возобновлении и восстановлении статуса адвокатов, а также сведения об избранной адвокатами форме адвокатского образования. При этом предусмотрено, что до дня вступления в силу закона, регламентирующего деятельность Комплексной информационной системы адвокатуры России, ФПА РФ вправе не исполнять обязанность, возложенную на нее п. 2 ст. 85 НК РФ, а сообщать сведения в налоговые органы будут адвокатские палаты субъектов РФ.
Ранее вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян в комментарии «АГ» отмечала готовность ФПА РФ взаимодействовать с Федеральной налоговой службой в части подтверждения ФПА информации о статусе адвоката путем межведомственного взаимодействия КИС АР с информационной системой ФНС России через СМЭВ. Однако она обращала внимание: в законе указано, что эта норма вступает в силу после принятия изменений в Закон об адвокатуре, которые будут способствовать подключению Комплексной информационной системы адвокатуры России к СМЭВ. «Это процесс не быстрый, и на момент вступления в силу поправок в Налоговый кодекс ФПА РФ еще не будет включена в СМЭВ. Поэтому в этом смысле переходный период требует корректировки», – подчеркивала Елена Авакян.
Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев отмечал, что поправки разрешат проблему «нестыковки» данных адвокатского и налогового учетов. «Сам сталкивался с этой проблемой: несмотря на уведомление палатой в надлежащий срок о смене адвокатского образования, налоговый орган просто “не видел” смену адвокатского образования, хотя документы дошли до инспекции. “Видимо, не дошли до моих рук”, – сетовал инспектор. С электронным документооборотом такой обмен данными должен упроститься и исключить возникающие на практике вопросы по налоговому учету, адресованные инспекциями адвокатам», – рассказывал он.
Принятый закон совершенствует порядок досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов (за исключением ФНС), действий (бездействия) должностных лиц. Поправки содержат ряд мер, направленных на дальнейшее развитие электронного документооборота в налоговой сфере. Так, ИП получат возможность использовать личный кабинет налогоплательщика.
Ранее партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова в комментарии «АГ» отмечала, что на стадии рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщика удается разрешить очень большой объем налоговых споров, что, в свою очередь, существенно снижает нагрузку на суды. Однако здесь, по ее мнению, все еще нуждаются в доработке механизмы по рассмотрению таких жалоб. В свою очередь, развитие электронного документооборота, как указала адвокат, – это очень понятная инициатива, хотя и цифровизация «всего и вся» не исключает ошибок и неточностей, но это как минимум удобно для всех участников.
Законом предусматривается возможность уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями его представителя до вступления в налоговые правоотношения. Это, как считают разработчики, позволит отказаться от регулярного подтверждения представителем своих прав на представление интересов конкретного лица.
Также в налоговые правоотношения внедряется электронная банковская гарантия: одним из условий для применения возмещения сумм НДС, акцизов станет предоставление налогоплательщиком вместе с декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии.
Устанавливается, что пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в российскую валюту осуществляется по официальному курсу ЦБ на дату выплаты дохода. «В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога, что приводит к возникновению сложностей как у налоговых агентов, например при проведении операции на следующий банковский день, так и у налоговых органов при отражении обязательств по перечислению налога по результатам мероприятий налогового контроля», – отметили авторы поправок.
Согласно закону доходы в виде вознаграждения и иных выплат при выполнении дистанционным работником трудовой функции по договору с российской организацией – работодателем относятся к доходам от источников в РФ. Поэтому с января 2024 г. в отношении таких доходов для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка в размерах, установленных для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами РФ, т.е. в 13–15%.
Екатерина Болдинова отмечала, что самая ожидаемая и обсуждаемая тема поправок касается НДФЛ для релокантов. «Сейчас предусматривается, наверное, не самое приятное, но похожее на разумное налогообложение: доходы “уехавших”, или “релоцированных”, сотрудников от российских организаций будут признаны доходами от источников в РФ, а налоговая ставка по ним будет такая же, как у всех налоговых резидентов РФ. Фактически ситуация с потерей статуса налогового резидента, но при сохранении работы на российскую компанию для рядового релоканта не изменится», – поясняла адвокат.
Вячеслав Голенев подчеркивал, что согласно закону налогообложение будет производиться в отношении следующих поступлений: доходов работников по трудовым договорам, кроме случая налогообложения доходов, полученных от отношений с зарубежными обособленными подразделениями, вне зависимости от резидентства работника; по гражданско-правовым договорам с учетом фактов использования российских ресурсов и/или наличия налогового резидентства РФ. «Оба типа доходов подлежат обложению по стандартным ставкам 13–15%, ранее предлагалось 30%. Следовательно, это потенциальное снижение налогового бремени», – указывал адвокат.
Поправками упрощен порядок получения социальных вычетов по НДФЛ, иностранные юрлица получат функции налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий. Источниками выплаты доходов в рамках НДФЛ будут считаться российские организации, ИП, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Кроме того, внесены изменения в положения, регулирующие международное налогообложение: в частности, устанавливаются механизмы противодействия размыванию налоговой базы путем злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории РФ. В целях повышения эффективности налогового администрирования регламентируется порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске.
Стоит отметить, что к моменту принятия закон претерпел значительные изменения с момента внесения его проекта в Думу, эксперты «АГ» прокомментировали наиболее важные из них.
Екатерина Болдинова обратила внимание, что из закона была исключена поправка в ст. 140 НК РФ, которая предполагала, что в ходе рассмотрения жалобы или апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган сможет направлять материалы налоговой проверки на новое рассмотрение (дополнительное исследование) с отменой решения, принятого по итогам налоговой проверки. «Фактически это назначение вышестоящим налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля, но провести их должна была инспекция, решение которой обжалуется. Работа такого инструмента могла привести к неконтролируемому увеличению сроков налоговых проверок. Более того, фактически в такой ситуации вышестоящий налоговый орган мог перепроверять налогоплательщика сколько угодно раз, что шло вразрез с положениями НК РФ об исключительности повторных налоговых проверок», – считает адвокат.
Екатерина Болдинова заметила, что большой объем новых пунктов в НК РФ, появившихся ко второму чтению, связан с работой ЕНС. Она пояснила, что изменения в НК РФ, связанные с началом работы ЕНС, были внесены в прошлом году и вступили в силу с 1 января 2023 г. Как полагает адвокат, технических вопросов с работой ЕНС очень много, и часть из них будут урегулированы благодаря принятому закону. Так, довольно много вопросов было связано с функционированием ЕНС и заполнением налоговых уведомлений при уплате налогоплательщиком авансовых платежей по налогам. Изменения в ст. 45 НК РФ урегулируют возможность указания в налоговом уведомлении отрицательных значений. «Довольно много новшеств касается возможностей электронного документооборота, который уверенно входит в нашу жизнь. Так, в ст. 29 предлагается внести изменения, связанные с функционированием электронных доверенностей», – подчеркнула адвокат.
Она также отметила, что большой объем изменений касаются акцизов по этиловому спирту и пиву – меняются ставки акциза. «Вопрос об НДФЛ для релокантов, который был в фокусе общественного внимания в последние месяцы, к счастью, сохранился в том виде, в каком он был в первой редакции законопроекта», – поделилась Екатерина Болдинова.
Вячеслав Голенев отметил, что реализация туроператором продукта в сфере внутреннего и въездного туризма будет освобождена от налога. Туроператоры смогут воспользоваться освобождением по путевкам, которые реализовали с 1 июля 2023 г. Льгота будет действовать по 30 июня 2027 г. включительно. «В геополитической ситуации, в которой оказалась наша страна, стимулирование внутреннего туризма следует поддержать. Такая налоговая мера должна благотворно повлиять на состояние туристической отрасли в России, ускорив ее рост», – считает адвокат.
Эксперт обратил внимание, что из закона убрана «дихотомия» суточных, которые по общему налоговому правилу составляли 700 руб. в день, а вот по ТК РФ, как заметил адвокат, они могли быть установлены в совершенно ином, значительном большем размере. Таким образом, при разъездном характере работы суточные будут выплачиваться так же, как и при обычных командировках.
Как указал Вячеслав Голенев, теперь можно будет уменьшить сумму налогооблагаемого дохода на сумму фактических расходов по приобретению имущественных прав вместо получения имущественного вычета: «Если я правильно читаю поправку, то при приобретении квартиры или апартаментов путем заключения ДДУ (ведь приобретается имущественное право) возникает возможность поставить такие расходы к вычету, что даст существенную экономию для простых налогоплательщиков».
Он отметил, что в соответствии с законом налоговый мониторинг постепенно отождествляется с обычными налоговыми проверками. «Так, налоговые органы смогут осматривать территории или помещения при налоговом мониторинге. Проще в таком случае мониторинг как институт отменить, если для его усовершенствования используются механизмы обычных проверок. Зачем плодить сущности?» – рассуждает Вячеслав Голенев.
Адвокат обратил внимание на существенное увеличение ставок акцизов. По его мнению, эти изменения стоит поддержать, так как чем дороже стоимость алкоголя и табака, тем больше траты и потенциально меньше потребление: «Полный запрет, как известно по историческому опыту “сухого закона” в США и СССР, не всегда срабатывает (кто хочет курить – тот курит, кто хочет выпить – тот выпьет). Поэтому повышение акцизов, – наверное, единственный налоговый “демотиватор” для снижения потребления».