×

Проекты об ответственности за ложное экспертное заключение в сфере госзакупок приняты во втором чтении

Дополнения предлагается внести в УК, УПК и КоАП РФ
Фото: «Адвокатская газета»
Эксперты «АГ» положительно оценили предлагаемые поправки: по их мнению, законопроекты позволят снизить количество ложных экспертных заключений и уменьшить таким образом хищение бюджетных средств.

13 декабря Госдума приняла во втором чтении пакет поправок в законодательство, устанавливающих ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ранее «АГ» писала о внесении Правительством РФ указанных законопроектов в Госдуму. После второго чтения их содержание не именилось.

В пояснительных записках к законопроектам отмечалось, что в соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона о госзакупках за представление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, его работодатель, а также должностные лица последнего несут установленную законом ответственность. При этом ни в уголовном, ни в административном законодательстве не содержатся положения об ответственности, корреспондирующие вышеуказанной норме. 

Так, законопроект № 495957-7 предлагает дополнить УК РФ ст. 200.6, которая предусматривает ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок. Если это повлекло причинение крупного ущерба, то виновное лицо предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 1 года либо принудительными работами на срок до 1 года. В качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Согласно пояснительной записке к законопроекту крупным будет считаться ущерб в сумме свыше 2,25 млн руб., закрепленный в примечании к ст. 170.2 УК РФ. 

За то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, верхняя граница штрафа увеличена до 500 тыс. руб., срок принудительных работ или лишения свободы увеличен до 3 лет, а срок опционального лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – до 4 лет. 

В случае смерти двух или более лиц в качестве наказания будет применяться ограничение свободы на срок до 4 лет либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок – во всех случаях с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового. 

Законопроект № 495959-7 предлагает ввести в КоАП РФ ст. 7.32.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в некоторые статьи Кодекса. В качестве меры административной ответственности за данное правонарушение предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от полугода до года, а для юрлиц – от 100 до 150 тыс. руб. 

Предусматривается, что дела о таких административных правонарушениях будут рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере гособоронзаказа и госзакупок. Кроме того, полномочиями по составлению протоколов о таких правонарушениях предлагается наделить должностных лиц органов муниципального финансового контроля с определением подсудности таких дел в соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП. 

Партнер адвокатского бюро «Юсланд» Александр Чангли отметил оправданность введения административной и уголовной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок. По его мнению, устранение данного законодательного пробела в конечном итоге должно усложнить возможные хищения государственных денег и повысить ответственность всех участников госзакупок. 

Руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова также считает, что принятие мер, направленных на предупреждение недобросовестных действий в данной сфере, является обоснованным и своевременным, учитывая, что Закон о госзакупках устанавливает лишь общий принцип ответственности экспертов за дачу ложного экспертного заключения. «Полагаю, что внесение предлагаемых поправок позволит не только устранить имеющийся в законодательстве пробел, но и приведет к реальному снижению количества ложных экспертных заключений, – отметила эксперт. – Это, в свою очередь, позволит государству избавиться от расходов на устранение последствий некачественно исполненных государственных контрактов». 

В свою очередь директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин согласился, что пакет поправок своевременен и будет дисциплинировать экспертное сообщество, поскольку реального механизма контроля за экспертной деятельностью в РФ в настоящий момент не имеется. Тогда как в делах, связанных с госзакупками, когда стоимость контракта составляет десятки и сотни миллионов рублей, подобные заключения приносят огромный ущерб государству.

Рассказать: