В начале конференции президент ФПА РФ Светлана Володина напомнила о том, что Федеральная палата адвокатов РФ 14 октября была награждена Высшей юридической премией «Фемида». Она вручила благодарности ФПА РФ за колоссальную работу по становлению Федеральной палаты адвокатов РФ как организации, заслужившей доверие граждан, уважение на международной арене и признание в государственных структурах, Евгению Семеняко и Юрию Пилипенко. (Евгений Семеняко занимал пост президента ФПА РФ с 2003 по 2014 г., Юрий Пилипенко – с 2015 по 2022 г. – Прим. ред.)
Также награждены:
- адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Александр Немов – Орденом ФПА РФ «За верность адвокатскому долгу». Светлана Володина поблагодарила его за мужество и стойкость, отметив, что в ходе работы по делу он выезжал в Чеченскую Республику 49 раз;
- адвокат АП Ульяновской области Ирина Савельева – Орденом ФПА РФ «За верность адвокатскому долгу». Столкнувшись с уголовным преследованием, она продемонстрировала невероятную твердость в борьбе за справедливость. Президент ФПА РФ Светлана Володина поблагодарила ее за мужество и стойкость, проявленные в ходе защиты;
- адвокат АП г. Москвы, АБ «Падва и партнеры», Александр Гофштейн – Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» I степени;
- адвокат АП Кабардино-Балкарской Республики Диана Ципинова – Медалью ФПА РФ «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II степени. Диана Ципинова прошла долгий путь борьбы с обвинением в применении насилия в отношении сотрудника полиции во время конфликта между полицейскими и адвокатами, прибывшими к отделу полиции для оказания юридической помощи задержанному коллеге Ратмиру Жилокову в мае 2020 г. 7 июля 2023 г. по делу, возбужденному в ее отношении в 2020 г., вынесен оправдательный приговор, согласно которому действия сотрудников полиции по недопуску пришедших к задержанному адвокатов, применению в отношении них физической силы и выталкиванию их из отдела полиции не являлись законными. Суд признал действия Дианы Ципиновой по причинению сотруднику полиции Тимуру Нагоеву телесных повреждений необходимой обороной, совершенной без превышения пределов, когда она вынуждена была защищаться от его посягательства.
«Нет адвоката – нет проблемы»
Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии Совета АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Краузе отметил, что одним из способов нарушения прав адвокатов является попытка прекращения статуса по принципу: «нет адвоката – нет проблемы». Статус адвоката прекращается, если он признан виновным в совершении умышленного преступления, и практика показывает, что в последнее время тенденция к уголовному преследованию адвокатов усиливается. Спикер перечислил наиболее распространенные группы уголовных дел, возбуждаемых в отношении адвокатов (дела, связанные с получением адвокатом гонорара за оказание юридической помощи; дела, связанные с оскорблением или насилием в отношении сотрудника полиции или пристава; преступления против правосудия), привел примеры конкретных уголовных дел в отношении адвокатов, подробно остановился на особенностях дел, возбуждаемых по обвинению в разглашении данных предварительного расследования. Он рекомендовал коллегам в каждом случае нарушений их прав обращаться в региональную палату.
Обыск в отношении адвоката
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АПКК Ростислав Хмыров охарактеризовал обыск как один из способов давления на адвокатов. При этом в случаях, не терпящих отлагательства, обыск проводится без предварительного судебного решения.
Ростислав Хмыров напомнил о том, что ст. 450.1 УПК РФ содержит перечень условий, которые необходимо соблюдать при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката (возбуждение в отношении него уголовного дела, наличие постановления суда, разрешающего обыск, присутствие представителя адвокатской палаты), а ст. 29 УПК РФ – норму о том, что только суд может разрешить действия в отношении адвоката, предусмотренные ст. 450.1 УПК РФ. По мнению спикера, представитель адвокатской палаты должен письменно указать, что действие производится незаконно и отказаться от участия в обыске.
Латентные нарушения
По словам председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Оренбургской области Наиля Хабибуллина, вторжение в адвокатскую деятельность происходит «умышленно и вероломно», законодательные запреты нарушаются правоохранительными органами. Он привел в пример конкретную ситуацию, в которой находится одна из адвокатов АП Оренбургской области, рассказал о других случаях нарушений прав адвокатов палаты и добавил, что, к сожалению, не все адвокаты сообщают в палату о нарушениях своих прав, поэтому многие случаи остаются латентными.
Борьба с коррупцией и адвокатура
Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, член Совета АП Ставропольского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АПСК Нвер Гаспарян проанализировал влияние борьбы с коррупцией на деятельность адвокатского сообщества. По его мнению, кампания борьбы с коррупцией оказала положительный эффект прежде всего в том отношении, что при выборе адвоката определяющим фактором стал профессионализм. К другим положительным тенденциям он отнес укрепление профессиональной независимости адвокатов и повышение их гонораров.
Далее Нвер Гаспарян привлек внимание к случаям привлечения адвокатов к уголовной ответственности по обвинению в передаче взятки от имени доверителя должностному лицу.
По его словам, такие ситуации подрывают репутацию адвокатского сообщества.
Экстралегальные подходы правоприменителей
Член Комиссии Совета АП Ленинградской области, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АПЛО Евгений Тонков посвятил свое выступление формированию навыков противостояния экстралегальному толкованию права, к проявлениям которого могут относиться ситуации, связанные с обвинением адвоката в разглашении данных предварительного расследования, содержащие коррупционный аспект или касающиеся волюнтаристских действий процессуальных оппонентов. С помощью подобных подходов сотрудники правоохранительных органов, судьи мешают адвокатам работать.
Отвод защитника
Президент АП Псковской области Алексей Герасимов проанализировал проблематику отвода судом адвоката на основании п. 3 ч. 1 ст. 72 УПК РФ и возможность обжалования такого отвода до вынесения итогового судебного решения.
Преследование адвоката по ст. 272 УК РФ
Президент АП Орловской области (АПОО) Сергей Мальфанов описал ситуацию с привлечением адвоката АПОО к уголовной ответственности по ст. 272 УК РФ, которая ранее к адвокатам не применялась. Он пояснил, что система «Мой арбитр» содержит картотеку арбитражных дел, помогая тем самым адвокатам осуществлять защиту доверителей. Согласно АПК РФ сторона имеет право знакомиться с материалами арбитражных дел, в том числе путем удаленного доступа. В то же время ч. 3 ст. 272 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации и ее копирование.
По этой статье возбуждено дело в отношении адвоката АПОО, которая, стремясь быстрее ознакомиться с материалами дела, воспользовалась кодами доступа, предоставленными знакомым сотрудником суда. По версии следствия, адвокат вступила в предварительный сговор с неустановленными лицами и скопировала материалы арбитражного дела, находящиеся в ограниченном доступе, т.е. доступные только суду и сторонам. Адвокату предъявлено обвинение, избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, произведены обыски в помещениях нескольких других адвокатов, эти адвокаты вызываются на допрос в качестве свидетелей. Комиссия АПOO по защите профессиональных прав адвокатов пришла к выводу об отсутствии в действиях адвоката состава преступления.
Подписка о неразглашении
Член Совета АП г. Москвы, старший партнер Адвокатского бюро ZKS Андрей Гривцов в своем выступлении, посвященном отобранию подписки о неразглашении данных предварительного расследования и привлечению к уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ, рекомендовал коллегам быть осторожными, вдумчивыми, избегать конфликтов и всегда исходить из интересов дела, не забывая при этом о собственной безопасности. Сам по себе отказ от подписки не является гарантией, что риск привлечения к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования исключен. Но при отобрании подписки следует обратить внимание на важный момент: в этом документе должно быть четко указано, какие именно данные предварительного расследования не подлежат разглашению.
Право на необходимую оборону
Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин посвятил свое выступление преодолению «презумпции законности» действий должностных лиц – потерпевших по ст. 318 УК РФ.
Он поставил вопрос: есть ли соразмерность между законностью действий сотрудников полиции и возможностью применения к ним насилия? Свою мысль спикер проиллюстрировал на примерах дел в отношении адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики Дианы Ципиновой и Ратмира Жилокова, обвинявшихся в насилии в отношении представителей власти – сотрудников полиции (по первому делу вынесен обвинительный приговор, по второму –оправдательный). По его словам, анализ показывает, что суд связывает признание действий сотрудников полиции незаконными с наличием у обвиняемого права на необходимую оборону.
Пробелы в правовом регулировании
Пробелы в правовом регулировании действий адвоката по делам, когда у него отбирается подписка о неразглашении данных предварительного расследования, вызывают многочисленные риски для адвокатов, считает председатель Квалификационной комиссии АП Ульяновской области Ирина Савельева, в том числе по той причине, что законодательство не содержит определений ряда терминов. Она изучила данную проблему на собственном опыте, так как обвинялась в передаче данных предварительного расследования лицу, которого привлекала в качестве специалиста по делу. При этом данные ранее были оглашены в открытом судебном заседании.
По мнению Ирины Савельевой, остро стоят вопросы об определении понятия данных предварительного расследования, порядка привлечения специалиста, а дела по обвинению в разглашении данных предварительного расследования необходимо вывести из юрисдикции мировых судей.
Ирина Савельева поблагодарила за помощь адвокатскую палату и всех адвокатов, которые осуществляли защиту по ее делу.
Риски российских адвокатов за рубежом
Адвокат АП г. Москвы, АБ «Падва и партнеры» Александр Гофштейн проанализировал вопрос о рисках российских адвокатов, находящихся за рубежом, на примере ситуации в Испании и уголовного дела, которое было возбуждено против него в этой стране.
Он сообщил, что одним из ключевых доказательств по уголовному делу в его отношении были телефонные переговоры между одним из фигурантов дела и неким гражданином по имени Александр. При задержании Александр Гофштейн постарался объяснить следственному судье, что второй собеседник может быть и Александр, но не Александр Гофштейн. И средство разрешения этой коллизии – фоноскопическая экспертиза. Однако ходатайство о проведении фоноскопической экспертизы было отклонено на том основании, что его вправе заявить только прокурор, так как в силу презумпции невиновности обязанность доказывания вины лежит на стороне обвинения. А поскольку прокурор не счел нужным ходатайствовать о проведении экспертизы, доказательством вины Александра Гофштейна является запись телефонного разговора.
По окончании дела началась волна обвинений в связях с мафией его испанских защитников, претензии к которым сводились к тому, что на протяжении длительного времени они обслуживали бизнес и являлись семейными адвокатами лиц, которые впоследствии были обвинены в участии в преступном сообществе. Хотя адвокатов оправдали, они лишились работы и в социальном плане уже не восстановились.
Генри Резник высказал благодарность в адрес испанских адвокатов, защищавших Александра Гофштейна, и сообщил, что ФПА в течение года занималась его делом.
Дело Дианы Ципиновой
Адвокат АП Кабардино-Балкарской Республики Диана Ципинова рассказала о своем привлечении к уголовной ответственности. В мае 2020 г. около сотни коллег из разных регионов прибыли в г. Нальчик, чтобы поддержать ее и заявить о несогласии с действиями силовых структур, показать, что подобное отношение к адвокатам недопустимо. Все это подкреплялось точечными, очень меткими заявлениями ФПА РФ и руководства адвокатских палат в СМИ, что применение физической силы к адвокатам должно быть наказуемо. По ее мнению, именно благодаря активной позиции адвокатского сообщества тогда к ней была применена мера пресечения в виде запрета определенных действий, а не заключения под стражу.
Диана Ципинова выразила глубокую благодарность всем своим защитникам, ФПА РФ и ее руководству. «В моем случае именно адвокатское сообщество протянуло мне руку и повело за собой. Каждый, кто поддерживал меня в этой истории, совершил определенный подвиг», – сказала она.
В заключение Диана Ципинова ответила президенту ФПА РФ Светлане Володиной на ее обращение к молодым адвокатам, заверив, что молодое поколение чтит традиции адвокатуры и с глубоким уважением и почтением относится к старшему поколению.
Президент ФПА РФ Светлана Володина поблагодарила ее за мужество и стойкость и передала слово советнику ФПА РФ, заместителю председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нверу Гаспаряну, который руководил защитой Дианы Ципиновой.
Нвер Гаспарян сообщил, что принял защиту по просьбе Юрия Пилипенко, занимавшего в 2020 г. пост президента ФПА РФ, а действующий президент ФПА РФ Светлана Володина непосредственно участвовала в деле, получая заключения специалистов, которые впоследствии легли в основу оправдательного приговора. В получении заключений специалистов, а также непосредственно в работе по делу участвовал первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, также в работе участвовал вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант. Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов во главе с Генри Резником в течение трех лет курировала это дело.
Воспрепятствование адвокатской деятельности
Советник ФПА РФ, член Совета АП г. Москвы Евгений Рубинштейн напомнил, что несколько лет назад был разработан законопроект о введении уголовной ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов, за основу которого была взята норма о воспрепятствовании деятельности журналистов. Законопроект был отклонен на том основании, что существующая уголовно-правовая регламентация охватывает все возможные действия, препятствующие деятельности адвокатов. Однако Евгений Рубинштейн привел ряд примеров, показывающих, что такое утверждение не соответствует действительности. Тем не менее представители правоохранительных органов рассматривают введение нормы об ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов как препятствие в работе правоохранительной системы. По его мнению, при конструировании такой нормы следует изменить акценты, в частности сосредоточить внимание на формах нефизического воздействия на адвокатов, включить ее в другие нормы действующего законодательства.
Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник выразил мнение, что приводившиеся ранее, на конференции 2020 г., аргументы в пользу необходимости принятия нормы об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов были недостаточно серьезными: общий обвинительный уклон, суды не слушают адвокатов, отклоняют ходатайства, плохое качество экспертиз. По его словам, инициируя принятие нормы об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов, следует отказаться от мысли, что под ее действие могут подвести процессуальные действия участников процесса. Например, защищая адвоката Лебедева, он сформулировал позицию о том, что никакие процессуальные действия участников уголовного судопроизводства не могут образовать состав преступления, предусмотренный ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования). Таким образом, в норме об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов речь должна идти о незаконных внепроцессуальных формах нарушения прав адвокатов.
Генри Резник отметил, что адвокатское сообщество должно требовать, чтобы норма об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов была принята. Она ликвидирует дисбаланс, при котором ответственность за вмешательство в деятельность обвинения предусмотрена, а за вмешательство в деятельность защиты – нет. Наличие данной нормы будет являться знаком уважения адвокатской профессии, а ее отсутствие – знаком абсолютного неуважения.
Системная проблема правосудия
Первый вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев проанализировал нарушения прав адвокатов как системную проблему правосудия. Любая система, облеченная властью, пытается максимально использовать эту власть против своих процессуальных оппонентов, заметил он. Адвокатура является соотправителем правосудия, которое представляет собой конкурентный процесс из трех составляющих.
Говоря об идее ввести монополию адвокатов на судебное представительство, он подчеркнул, что союзником в борьбе за ее реализацию должна быть судебная система, которая объективно заинтересована в том, чтобы в судебном процессе в качестве представителей участвовали исключительно профессионалы.
Михаил Толчеев подчеркнул значение независимости адвокатуры, ее самоконтроля, а также то обстоятельство, что адвокатура является профессиональной корпорацией и находится вне политики. По любому делу, возбужденному в отношении адвокатов, необходимо выносить профессиональное суждение, основанное на тщательном изучении всех обстоятельств.
Цифровизация адвокатуры и цифровая гигиена
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян заметила, что в последнее время приходится сталкиваться с большим числом проявлений цифровой неосмотрительности адвокатов, которые могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Говоря о деле, когда адвокат зашла в систему «Мой арбитр» под чужим паролем и логином, спикер высказала мнение, что такие действия являются нарушением закона, к тому же информация о них хранится в системе вечно. Камеры, отслеживание передвижения, фиксация звука, появление новых продуктов, основанных на нейросетях, – все это создает массу рисков, о которых многие пока еще не задумываются.