×

Прорабатывается смягчение ответственности за преступления, совершенные без применения насилия

Владимир Путин дал поручение предоставить предложения по совершенствованию соответствующей правоприменительной практики, в том числе путем внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство
Фото: kremlin.ru
Один из адвокатов полагает, что, поскольку речь идет именно о ненасильственных преступлениях, в первую очередь необходимо ограничить возможность избрания меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении лиц, ранее не судимых, а также возможность назначения им наказания в виде реального лишения свободы. Второй поприветствовал инициативу передачи уголовных дел, связанных с пытками и истязаниями лиц, находящихся в местах лишения свободы, в следственные управления или центральный аппарат.

14 января был опубликован перечень поручений Владимира Путина по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 декабря 2023 г. Президент дал различным органам власти в общей сложности 13 поручений.

В частности, до 1 июля правительство должно предоставить предложения о мерах поддержки для жен лиц, погибших при выполнении задач СВО, и женщин, совместно проживавших с ними либо имеющих общих детей. Также правительство продлит до 2029 г. срок реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий и рассмотрит внесение в нормативно-правовые акты изменения, предусматривающие проставление в паспортах отметок о детях, достигших 14-летнего возраста, в том числе с использованием портала госуслуг, упростит процедуры, связанные с проставлением такой отметки, в целях исключения необходимости представления гражданами документов и справок на бумажном носителе.

До 1 февраля правительство должно оказать поддержку АНО «Комитет семей воинов Отечества» для продолжения предоставления членам семей участников специальной военной операции бесплатной юридической помощи, духовно-психологической поддержки, а также в целях реализации иных культурных, патриотических и гуманитарных проектов.

Совместно с МИДом России и Советом при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека правительство должно представить предложения по вопросам обеспечения прав соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, и принятия дополнительных мер по их репатриации в случае незаконной депортации из иностранных, в том числе недружественных, государств с учетом реализации Указа Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 872.

Правительство совместно с администрацией президента и комиссией Государственного Совета по направлению «Образование» должно принять меры по регламентации обязанностей и учебной нагрузки учителей общеобразовательных организаций.

Совместно с администрацией президента, Уполномоченным при Президенте по правам ребенка и СПЧ правительство с учетом ранее данного поручения должно представить предложения по социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов для обучения в образовательных организациях до 1 июля.

Кроме того, совместно с комиссией Государственного Совета по направлению «Здравоохранение» правительству необходимо изучить опыт Тюменской области по оказанию медицинской помощи бездомным и рассмотреть возможность его распространения в других субъектах России.

Совместно с СПЧ правительство должно представить предложения по реализации правовых механизмов обеспечения защиты чести, достоинства и репутации педагогических работников, в том числе с учетом распространения и публичной оценки информации о них в социальных сетях и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Комментируя эту часть перечня поручений, адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отметил, что вопрос о защите нематериальных благ, принадлежащих педагогическим работникам, в последние годы встал достаточно остро. «Это связано с развитием телекоммуникационных сетей с одной стороны, и с прогрессирующей акселерацией школьников с другой. Вероятно, в первую очередь в этой части необходимо нормативно определить критерии поведения самих педагогов, в том числе в социальных сетях, которое может быть признано порочащим, и того, которое, напротив, не является наказуемым. Сегодня педагоги все чаще подвергаются травле за ту или иную личную информацию, ставшую достоянием общественности, именно потому, что отсутствуют четкие правила – что можно, а чего нельзя», – полагает адвокат.

Также Правительство РФ должно совместно с Госдумой, Верховным Судом, Генпрокуратурой и при участии СПЧ и Общественной палаты РФ проанализировать правоприменительную практику по преступлениям, совершенным без применения насилия или угрозы его применения, и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию, в том числе в части, касающейся смягчения ответственности за совершение указанных преступлений, путем внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Сергей Колосовский считает, что любое указание на смягчение правоприменительной практики следует приветствовать. «Поскольку речь идет именно о ненасильственных преступлениях, здесь в первую очередь необходимо ограничить возможность избрания меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении лиц, ранее не судимых, а также возможность назначения им наказания в виде реального лишения свободы», – указал он.

Также президент поручил рекомендовать Верховному Суду совместно с Генпрокуратурой, МВД, Минюстом, ФСИН, СПЧ и Общественной палатой проанализировать положения законодательства в сфере контроля за оборотом наркотических средств и правоприменительную практику в связи с совершением преступлений в этой сфере и при необходимости представить предложения о внесении изменений, направленных на повышение эффективности государственной антинаркотической политики.

Адвокат АБ ZKS Алексей Лямин отметил, что данные рекомендации касаются его профессиональной деятельности как адвоката, специализирующегося в области уголовного права. «Слабо верится в либерализацию законодательства, касающегося ненасильственных преступлений, а повышение эффективности государственной антинаркотической политики скорее всего выльется в еще более активное привлечение низовых сбытчиков. Палочная система не позволяет использовать иные критерии эффективности», – полагает он.

В свою очередь, Сергей Колосовский заметил, что в связи с абсолютным ужесточением правоприменительной практики в настоящее время большая часть ранее не судимых лиц, осуждаемых к лишению свободы сразу на большой срок, привлечена к уголовной ответственности именно за незаконный оборот наркотических средств. При этом с точки зрения статистических показателей правоприменительным органом совершенно безразлично, насколько серьезно человек интегрирован в наркосбыт. «Конечно, в этой части необходимо дифференцировать ответственность рядовых сбытчиков наркотиков и организаторов этого процесса», – указал адвокат.

Владимир Путин также рекомендовал Верховному Суду совместно с Генпрокуратурой, СК, МВД и Минюстом проанализировать практику применения технологий искусственного интеллекта при расследовании преступлений и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию.

По этому поводу Алексей Лямин отметил: если искусственный интеллект уже успешно используется правоохранителями в раскрытии преступлений, почему бы не внедрять эти технологии повсеместно? «Единственное, нужно чтобы правоприменитель понимал, что такие сведения можно использовать исключительно в качестве своеобразной “оперативной” информации, и без проверки следственным путем они не должны использоваться в качестве самостоятельных доказательств. В противном случае это стоит прямо предусмотреть в УПК», – считает он.

Также Следственный комитет должен принять меры по повышению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с пытками и истязаниями лиц, находящихся в местах лишения свободы, в том числе путем передачи дел о таких преступлениях для осуществления предварительного следствия в главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации или центральный аппарат.

Алексей Лямин позитивно оценил инициативу передачи уголовных дел, связанных с пытками и истязаниями лиц, находящихся в местах лишения свободы, в следственные управления или центральный аппарат СК. «Проведение следственных действий в колониях и так представляет серьезную сложность в силу закрытости этих учреждений, а если расследование поручено рядовому следователю районного отдела, его эффективность стремится к нулю. Что, собственно, и порождает определенную безнаказанность сотрудников исправительных учреждений и “помогающих” им заключенных», – указал адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика