×

Сосредоточиться на дисциплинарной ответственности

Верховный Суд РФ совершенствует практику противодействия коррупции
Вчера на сайте Верховного Суда РФ был опубликован «Обзор практики применения судами в 2014–2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции».


Верховный Суд РФ изучил практику применения судами законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Суд, изучив материалы судебной практики, отметил, что судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, о восстановлении в должности, об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по регулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам госслужащих о признании незаконным приказа о наложении других дисциплинарных взысканий.

Наиболее часто чиновниками оспаривалось применение к ним дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов во избежание возможного конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Также судами рассматривались споры о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и др.

В целях обеспечения единообразного подхода судами к разрешению данных споров Верховный Суд РФ обратил внимание на ряд правовых позиций, которые необходимо учитывать судьям, снабдив их подробными примерами.

1. Заявление прокурора об установлении факта наличия конфликта интересов или возможности его возникновения, связанное с разрешением спора о праве на прохождение государственной или муниципальной службы, подлежит оставлению судом без рассмотрения.

2. Государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.

3. Государственный гражданский служащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Комментируя этот обзор, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что 1 декабря, выступая перед Федеральным Собранием РФ, Президент РФ Владимир Путин вполне определенно заявил: «Борьба с коррупцией не шоу. Она требует профессионализма, серьезности и ответственности». Что касается роли Верховного Суда РФ в этой борьбе, то он, по мнению Нвера Гаспаряна, судя по опубликованному обзору, «нацелен на совершенствование практики применения именно дисциплинарной ответственности за коррупционные проявления».


Рассказать: