11 апреля Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал письмо Михаила Федотова на имя председателя КС Валерия Зорькина в связи с жалобами жертв политических репрессий, о которых ранее писала «АГ».
Напомним, 17 марта в Конституционный Суд РФ поступили три жалобы от жертв политических репрессий, проживающих в разных регионах страны. В жалобах заявительницы оспаривают конституционность ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряд положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья.
В 2017–2018 гг. указанные гражданки обращались с заявлениями о постановке их на жилищный учет в Департамент городского имущества г. Москвы, но получили отказ. Ведомство мотивировало свою позицию тем, что заявительницы не проживали в столице на законных основаниях не менее 10 лет (п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29).
Женщины оспаривали отказ департамента в различных судебных инстанциях, включая Верховный Суд РФ, но безуспешно. Как ранее писала «АГ», Елизавете Михайловой в 2017 г. удалось добиться в районном суде удовлетворения своих требований, однако впоследствии апелляция отменила это решение. Суды поддержали позицию департамента о том, что к жертвам политических репрессий должны применяться общие основания постановки москвичей на жилищный учет, закрепленные в Законе г. Москвы № 29.
Не увенчалась успехом и попытка обжалования отдельных положений Закона г. Москвы № 29 в административном судопроизводстве. Заявительницы настаивали, что оспариваемые положения противоречат ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий как нормативного акта, обладающего большей юридической силой. Мосгорсуд отказался рассматривать иски по существу, апелляция поддержала отказ.
СПЧ поддержал жалобы гражданок в КС, отметив их общественную и нравственную значимость. «Рассмотрение Конституционным Судом указанных жалоб помогло бы решению важной проблемы, связанной с восстановлением прав лиц, ставших жертвами незаконных репрессий», – отмечено в тексте обращения Михаила Федотова. По его мнению, защита прав жертв политических репрессий имеет ключевое значение для России, а справедливая компенсация жертвам советского террора является фундаментом для построения демократического общества.
В обоснование своей позиции глава СПЧ со ссылкой на Закон о реабилитации жертв политических репрессий отметил, что многолетний террор и массовые преследования своего народа несовместимы с идеей права и справедливости. С учетом норм международного права жертвы нарушений должны получить скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб, возмещение которого должно быть адекватным, реальным и оперативным. При этом возмещение ущерба должно включать в себя возвращение жертв серьезных нарушений прав человека на прежнее место жительства (п. 19).
Однако максимальный размер текущей компенсации реабилитированным лицам за все имущество, включая жилые дома, составляет 10 тыс. руб. (ч. 6 ст. 16.1 Закона о реабилитации жертв политических репрессий). «Таким образом, ничтожный размер компенсации за утраченное жилье не позволяет жертвам репрессий приобрести новое жилое помещение вместо утраченного ни в одном субъекте РФ. Возможность получения указанной компенсации крайне ограничена во времени, и в настоящий момент практически никто из реабилитированных лиц не может на нее рассчитывать. Другие положения, предусматривающие компенсацию за утраченное жертвами репрессий жилье, в Законе о реабилитации отсутствуют», – отмечено в тексте обращения СПЧ.
Приведены опасения, что жертвы политических репрессий, являясь людьми преклонного возраста, попросту не дождутся жилых помещений, находясь в общей очереди за жильем. В этой связи сделан вывод о том, что постановка таких лиц на жилищный учет в обычном или первоочередном порядке не является надлежащим возмещением понесенного вследствие репрессий ущерба. Восстановить их нарушенные права может лишь внеочередной порядок предоставления жилья. Также отмечено, что удовлетворение Конституционным Судом жалоб заявителей не повлечет дополнительных расходов для РФ или ее субъектов, так как ст. 13 Закона о реабилитации уже закрепляет право жертв репрессий на получение жилых помещений, а значит, и выделение бюджетных средств на эти цели.
Совет также выразил готовность представить в Конституционный Суд РФ экспертное заключение amicus curiae и направить своего представителя на заседание, если жалобы заявительниц будут приняты к производству.
В Конституционном Суде интересы заявительниц представляет руководитель судебной практики АНО «Институт права и публичной политики» Григорий Вайпан, который в комментарии «АГ» поддержал обращение СПЧ. «Мы приветствуем письмо СПЧ и разделяем правовую позицию, которая в нем содержится», – отметил он.