22 мая адвокат АП Ставропольского края Оксана Садчикова была доставлена в Кировский РОВД г. Махачкалы в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей: в интересах своей доверительницы она пыталась добиться исполнения судебного решения о возврате ей двух малолетних детей.
Адвоката доставили в отдел полиции после участия в исполнительных действиях
Как рассказала «АГ» Оксана Садчикова, в пользу ее доверительницы, гражданки Эстонии Аминат Махмудовой, было вынесено решение Пятигорского городского суда о незамедлительном возвращении ей двоих малолетних детей. По словам адвоката, указанное решение суда долгое время не исполнялось, поэтому она многократно обжаловала бездействие судебных приставов, которые продолжали «саботировать» исполнение судебного акта.
«В третий раз я и моя доверительница прибыли по повестке судебного пристава УИОВИП ФССП России Андрея Никитина в Махачкалу по месту совершения исполнительных действий, которое было назначено в квартире родителей должника в Махачкале. Нам не сообщили конкретного плана действий, наше ходатайство о передаче детей в аэропорту оставили без внимания», – поведала «АГ» адвокат.
Поскольку от пристава поступали противоречивые указания о времени и месте совершения исполнительных действий, женщины направились в местное Управление ФССП России сразу же после прибытия в Махачкалу. После второго десятка звонков по внутреннему телефону им сообщили, что исполнение судебного решения поручено приставу Камалу Умаханову. Позднее Оксана Садчикова и Аминат Махмудова прибыли на квартиру бывшего супруга последней, где производились исполнительные действия и находились ее дети.
На месте выяснилось, что одному из них сделали хирургическую операцию по удалению крайней плоти, – как считает адвокат, это было сделано с целью срыва исполнения решения суда. «При грамотной организации исполнительных действий решение суда могло быть исполнено 22 мая. В первую же минуту нашего присутствия в квартире я выяснила, что в исполнительных действиях участвует психолог из Дагестанского государственного педагогического университета, которой я прежде заявляла отвод в связи с тем, что ранее специалисты этого университета давали заключение, которое при рассмотрении дела по существу было признано судом необъективным. Она вела себя как руководитель всего происходящего, ее высказывания были далеко за пределами этики и приличия. Как и в предыдущие разы, все выглядело как сговор и заранее оговоренное мероприятие, которое должно было закончиться ничем. Далее все присутствовавшие стали убеждать мою доверительницу соблюдать традиции, отказаться от своих намерений исполнить решение суда. Обстановка была давящей, мы выслушали много оскорблений от родственников бывшего супруга Аминат Махмудовой», – сообщила Оксана Садчикова.
Судебный пристав отказался принимать у адвоката письменное заявление об отводе всем участвующим в исполнительных действиях лицам. Он также проигнорировал письменное заявление Оксаны Садчиковой о причиненном здоровью ребенка вреде в целях саботажа решения суда, а также замечания на акт исполнительных действий об отсутствии в нем сведений о производящейся видеозаписи, заявленном отводе психологу и давлении на адвоката и ее доверительницу. «Во время своего нахождения в квартире я сообщила о происходящем на горячие линии УФССП и ФСБ России. Пристав формально заполнил бумаги и удалился со всеми участниками исполнительных действий, мы остались в квартире вместе с родственниками отца детей», – рассказала адвокат.
В связи с дальнейшей эскалацией конфликта Оксана Садчикова была вынуждена вызвать полицию, в связи с чем в жилище прибыл наряд вместе с участковым. Адвокат вручила участковому Вадиму Рамазанову заявление о возбуждении уголовного дела по факту воспрепятствования правосудию и причинения вреда здоровью малолетнего ребенка в целях саботажа исполнения решения суда.
Далее события приняли неожиданный оборот. «Спустя некоторое время участковый, схватив меня за запястья обеих рук и причиняя физическую боль, стал тянуть меня к выходу. На требования прекратить насилие он не реагировал, к нему присоединился сотрудник полиции, и они вдвоем дотянули меня до входной двери квартиры. Все события происходили в присутствии около 10 человек (родственников семьи бывшего мужа Аминат Махмудовой и сотрудников полиции). Отец детей снимал все происходящее на видео. На патрульном автомобиле меня и мою доверительницу доставили в Кировский РОВД г. Махачкалы, объявив, что будет составлен протокол о неповиновении сотрудникам полиции», – сообщила Оксана Садчикова.
По словам адвоката, некоторое время в Кировском РОВД решали, в каком статусе находятся доставленные женщины. У адвоката и ее доверительницы забрали телефоны и провели в комнату, где находились другие задержанные. «Я воспринимала происходящее как задержание до тех пор, пока с нами находился участковый, применивший ко мне силу. Полицейские говорили о составлении протокола по ст. 19.3 КоАП, фотографировали мою доверительницу, снимали ее отпечатки пальцев и намеревались провести те же самые процедуры со мной», – рассказала адвокат.
Впоследствии женщинам вернули телефоны и допустили к ним адвоката АП Республики Дагестан Патимат Нурадинову (в тот же день редакции «АГ» удалось связаться с ней и получить первую информацию о произошедшем). После этого в кабинете дознавателя Оксана Садчикова выписала ордер на защиту своей доверительницы, а дознаватель в свою очередь сообщила, что не имеет претензий к ним, после чего женщины покинули отдел полиции.
Оксана Садчикова прокомментировала «АГ» инцидент
По мнению Оксаны Садчиковой, инцидент возник из-за общей неэффективности исполнительных действий судебных приставов. «Аналогичная ситуация повторилась бы в любом другом регионе, в России в целом очень плохо с исполнением судебных решений по возвращению детей из-за безразличия и формального отношения. Нужны решительные шаги, которые дадут результат. Нужна грамотная, доброжелательная и конструктивная работа всех служб для исполнения судебного решения о возврате детей их матери», – пояснила она. По словам адвоката, на протяжении всего инцидента ее поддерживало очень много людей, включая адвокатов и журналистов.
Оксана Садчикова сообщила, что уже направила в ФССП России жалобу и требование о надлежащей организации исполнительных действий, а также заявление о возбуждении уголовного дела на сайт МВД по Республике Дагестан. Она также связалась с отделом по особым исполнительным производствам УФССП в г. Москве, который подтвердил получение всех ее жалоб и ходатайств.
АП Ставропольского края, АП Республики Дагестан и ФПА оказывали поддержку адвокату
Редакция «АГ» обратилась за комментарием к президенту АП Ставропольского края Ольге Руденко. По ее словам, с того момента, когда ей стало известно, что адвокат их палаты Оксана Садчикова была задержана сотрудниками полиции в связи с осуществлением ею профессиональных обязанностей, об этом был проинформирован президент ФПА Юрий Пилипенко.
«Непосредственную помощь оказал президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов. Я лично обращалась за помощью к дежурному прокурору Кировского района г. Махачкалы. Конечно же, не остались в стороне от случившегося и наши коллеги, с которыми я находилась на связи, и очень им всем благодарна. Все эти действия завершились освобождением адвоката из отдела полиции и отказом от составления административного протокола. После получения подробного отчета о случившемся от Оксаны Садчиковой органы Адвокатской палаты Ставропольского края примут окончательное решение о том, каким процессуальным способом необходимо реагировать на случившийся инцидент и какую конкретную помощь в этом случае должна оказать палата», – рассказала Ольга Руденко.
В свою очередь президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов сообщил «АГ» о том, что ему стало известно об инциденте с Оксаной Садчиковой от Юрия Пилипенко, который в телефонном разговоре поручил ему взять на контроль данный вопрос и принять все возможные меры по недопущению нарушений личных и профессиональных прав адвоката правоохранительными органами Дагестана. По словам Акифа Бейбутова, он также обсудил случившееся с президентом АП Ставропольского края Ольгой Руденко, которая попросила уточнить подробности ситуации и оказать возможное содействие в ее разрешении.
«В первую очередь мною были предприняты меры по установлению действительных обстоятельств случившегося, о происходящем были поставлены в известность прокурор г. Махачкалы, ответственный дежурный УМВД по г. Махачкале. После звонка дежурному по Кировскому отделу полиции города выяснилось, что адвоката никто не задерживал, но она вместе со своим доверителем была доставлена в отдел полиции для опроса по обстоятельствам дела. Уже после 9 часов вечера мне сообщили, что рапорты сотрудников полиции переданы дознавателю, а адвокат Оксана Садчикова и ее доверитель уехали в гостиницу», – сообщил президент АП Республики Дагестан.
Комментируя произошедшее, Акиф Бейбутов подчеркнул, что дела, связанные с определением места жительства детей и их воспитанием, всегда носят чрезмерно эмоциональный характер, вне зависимости от того, о каком государстве или национальности идет речь: «Это естественно и не требует каких-либо объяснений».
Он также отметил, что адвокату как независимому профессиональному советнику по правовым вопросам нужно всегда помнить об этом и предпринять всевозможные дозволенные способы для недопущения прямого конфликта между сторонами спора или, по крайней мере, способствовать тому, чтобы максимально мирно решить поставленные перед ним как адвокатом задачи. «В данном вопросе адвокату следовало учесть менталитет дагестанского народа, эмоциональная составляющая которого является наиболее выраженной, а тем более в вопросе детей, которые, по дагестанским традициям и обычаям, относятся к семье отца. Безусловно, судом решение вынесено, и оно должно быть исполнено, но для этого не нужно вступать в какие-либо переговоры с родственниками, так как в подобной ситуации конфликт более чем предполагаем», – полагает Акиф Бейбутов.
Он также считает, что адвокат должен помнить о том, что исполнением судебных решений занимаются судебные приставы-исполнители, и любые его действия, предпринимаемые в связи с этим, кроме попыток мирного урегулирования спорной ситуации, могут быть расценены как самоуправство. «К счастью, все завершилось благополучно», – заключил Акиф Бейбутов.