×

Суд встал на защиту адвоката, чьи профессиональные права были нарушены при посещении СИЗО

Ставропольский суд удовлетворил административный иск адвоката, которая требовала составить письменный протокол о досмотре ее обуви сотрудником СИЗО, в чем ей было отказано
Фото: «Адвокатская газета»
В комментарии «АГ» административный истец выразила удовлетворение решением суда. Член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ставропольского края Владислав Потапов, принимавший участие в судебном разбирательстве, рассказал редакции об иных выявленных в ходе судебного разбирательства нарушениях.

24 мая Ленинский районный суд г. Ставрополя удовлетворил иск адвоката АП Ставропольского края Ольги Камиловой о нарушении ее профессиональных прав при посещении СИЗО-1 г. Ставрополя.

Читайте также
АП Ставропольского края выявила нарушение прав адвоката при посещении СИЗО
В заключении Комиссии по защите профессиональных прав АП СК отмечается, что адвокат обоснованно требовала составить письменный протокол о досмотре ее обуви, в чем ей было отказано
12 апреля 2023 Новости

Как ранее сообщала «АГ», 9 февраля адвокат прибыла в следственный изолятор для оказания квалифицированной юридической помощи подзащитному Я., которому должны были предъявить обвинение в совершении нескольких преступлений. Защитник также намеревалась участвовать в допросе Я. в качестве обвиняемого. При входе в СИЗО и прохождении КПП адвокат прошла досмотр через рамку металлодетектора и добровольно предоставила личные вещи для досмотра. Кроме того, защитник была подвергнута досмотру ручным металлоискателем с прощупыванием руками ее верхней одежды, а также проверке ручным металлоискателем подошвы обуви.

После проведения визуального и тактильного досмотра, а также досмотра с применением технических средств сотрудник СИЗО потребовал, чтобы адвокат разулась и предоставила обувь для досмотра внутреннего содержимого. На вопрос адвоката о том, что там собираются искать, а также что является правовым и фактическим основанием для проведения столь досконального досмотра, сотрудник изолятора ничего не ответил и заявил, что не пропустит защитника в кабинет для проведения следственных действий. В связи с этим он перекрыл проход через КПП для всех без исключения сотрудников СИЗО, чем вызвал в адрес адвоката шквал недружественных выкриков, угроз и требований со стороны персонала изолятора немедленно покинуть здание. Сотрудник изолятора также заявил, что у него есть сведения, полученные в ходе ОРМ, которые служат достаточным основанием для проведения досмотра обуви защитника.

Неизвестные лица, являющиеся сотрудниками СИЗО, с обеих сторон решетки КПП стали выкрикивать в адрес адвоката требования «по-хорошему» выйти из помещения для досмотра, что она «мешает всем» и не знает норм законодательства, что ее требования не основаны на законе. Они также утверждали, что персонал следственного изолятора не обязан составлять письменные протоколы досмотра: они составляются, только если что-то обнаруживают в личных вещах посетителей после личного досмотра, т.е. только при привлечении лица к административной ответственности. При этом ни один из сотрудников СИЗО не согласился назвать свои Ф.И.О., все они грубо отвечали на просьбы адвоката представиться и утверждали, что не обязаны называть свои данные и должность.

Тогда Ольга Камилова потребовала при проведении досмотра ее обуви составить письменный протокол личного досмотра, но сотрудник СИЗО отказался. После длительных препирательств на КПП прибыл начальник отдела режима и надзора майор внутренней службы Сергей Наконечный, который также потребовал от Ольги Камиловой разуться, заявив, что никто не собирается составлять письменный протокол. При этом он согласился провести досмотр обуви адвоката сотрудником СИЗО одного с ней пола. Затем на КПП была допущена женщина в форменной одежде, которая также отказалась назвать адвокату свои Ф.И.О., ей прикрепили на куртку нагрудный видеорегистратор другого коллеги, на который была зафиксирована процедура досмотра обуви адвоката в не оборудованном для этого помещении, в присутствии многочисленных сотрудников СИЗО мужского пола, толпящихся за решетками по обе стороны КПП и наблюдавших процедуру досмотра.

Читайте также
Адвокаты прокомментировали выводы КС, закрепившего фиксацию досмотра при входе или выходе из СИЗО
Ранее Конституционный Суд указал на невозможность адвоката отказаться от личного досмотра, однако подчеркнул, что досмотр должен фиксироваться письменно либо посредством видеозаписи, которая должна храниться в течение срока, отведенного на судебное обжалование досмотра  
22 июля 2021 Новости

О случившемся Ольга Камилова проинформировала АП Ставропольского края, направив обращение, которое поступило в палату 3 апреля. В своем заключении Комиссия по защите профессиональных прав АП СК выявила факт нарушения профессиональных прав Ольги Камиловой. Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. № 38-П комиссия, в частности, указала, что адвокат обоснованно требовала представить достаточные фактические основания, свидетельствующие о ее намерении пронести в СИЗО запрещенные предметы и позволяющие произвести досмотр ее обуви, а также для письменной фиксации хода и результатов досмотра. Комиссия также выразила готовность оказать адвокату как консультационную помощь, так и корпоративную поддержку – в частности, направить представителя палаты для участия в судебном разбирательстве в интересах коллеги.

Кроме того, Ольга Камилова обратилась в суд с административным иском (имеется у редакции) о признании незаконным отказа администрации СИЗО в документальной фиксации досмотра вещей, одежды и обуви защитника. Она отметила, что подверглась грубым и необоснованным нападкам со стороны неизвестных ей сотрудников СИЗО-1, что негативно повлияло на ее эмоциональное состояние, лишило защитника возможности плодотворно работать в тот день и определенным образом сказалось на состоянии ее физического здоровья. «Считаю, что действия администрации следственного изолятора являются неправомерными в части проведения досмотра предметов моей одежды без составления письменного протокола и непредоставления мне сведений о наличии достаточных оснований для проведения процедуры досмотра обуви», – указывалось в иске. Ольга Камилова также сослалась на п. 8 ст. 27.7 КоАП РФ, согласно которой копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физлице, вручается владельцу подвергнутых досмотру вещей по его просьбе, однако сотрудники СИЗО не составляли этот документ.

24 мая Ленинский районный суд г. Ставрополя огласил резолютивную часть решения, которым удовлетворил административный иск адвоката.

В судебном разбирательстве принимал участие член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ставропольского края Владислав Потапов. Он рассказал «АГ», что в ходе разбирательства были выявлены ряд других нарушений, допущенных сотрудниками СИЗО-1. «Так, сотрудник, производивший досмотр с помощью металлодетектора, предложил Ольге Камиловой снять для досмотра обувь прямо на КПП следственного изолятора, тем самым он нарушил ряд требований Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Согласно им досмотр обуви может производится только лицами одного пола (в рассматриваемом случае сотрудник СИЗО был мужчиной), кроме того, досмотр должен проводиться в помещениях, температурный режим которых должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования, а не на КПП. Наконец, досмотр обуви должен проводиться в отсутствие посторонних лиц, тогда как из видеозаписи, предоставленной административным ответчиком, было видно, что за досмотром на КПП наблюдало несколько гражданских лиц и сотрудников следственного изолятора. Сотрудник СИЗО-1 также не сообщил адвокату причины и основания проведенного досмотра», – отметил он.

По словам Владислава Потапова, в суде представитель административного ответчика ссылался на то, что якобы произошло срабатывание на металл при прохождении адвокатом рамки стационарного, а затем и ручного металлодетекторов. «Однако это утверждение не нашло подтверждения. Также в нарушение разъяснений Постановления КС № 38-П административный ответчик не сохранил в полном объеме видеозапись проведенного досмотра обуви Ольги Камиловой как минимум в течение срока судебного обжалования законности такого досмотра. Заключение Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ставропольского края о нарушении профессиональных прав коллеги было приобщено к материалам дела в качестве письменного доказательства», – отметил он.

В комментарии «АГ» адвокат Ольга Камилова оценила решение суда как законное и обоснованное. «В ходе судебных заседаний судом были установлены все существенные обстоятельства, исследованы все доказательства, суд допросил в качестве свидетелей всех причастных к происшествию лиц, всесторонне исследовал представленные видеозаписи, установил не только факты индивидуальных нарушений, но и наличие системных нарушений законодательства, а также несоответствие показаний сотрудников СИЗО доказательствам, представленным ими же самими. В ходе судебного разбирательства я также просила суд вынести частное определение о наличии в действиях сотрудников следственного изолятора признаков преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ, но не знаю, что напишет судья в своем решении», – сообщила она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика