Как сообщила пресс-служба Федеральной палаты адвокатов РФ, 4 апреля в рамках XI Московского юридического форума «Формирование многополярного мира: вызовы и перспективы» кафедра адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с ФПА провела круглый стол на тему «Специализация в адвокатуре как гарантия оказания квалифицированной юридической помощи».
Открыла круглый стол президент ФПА, зав. кафедрой адвокатуры МГЮА Светлана Володина, отметив, что сегодня обсуждается очень важная тема. Она вручила медаль ордена «За служение адвокатуре» советнику ФПА Ольге Шварц, которая затем выступила с докладом об истории и видах специализации адвокатов за рубежом.
Адвокат Федеративной Республики Германия Мария Дерра, участвовавшая в мероприятии по ВКС, рассказала об особенностях адвокатской специализации в Германии. Она раскрыла содержание Положения об адвокатах-специалистах, перечислила направления специализации, назвала условия ее получения и порядок подтверждения, привела статистику. Спикер отметила, что в ФРГ 24 направления специализации, соответствующие основным отраслям права. В настоящее время из 165 186 адвокатов Германии около 45 тыс. являются адвокатами-специалистами, при этом у одного адвоката может быть до трех специализаций. Чтобы получить специализацию, необходимо, в частности, пройти курс теории, сдать письменные экзаменационные работы, иметь лицензию адвоката не мене трех лет, не менее шести лет стажа профессиональной деятельности, включающей несколько десятков самостоятельно сопровожденных кейсов, в том числе судебных дел, пройти собеседование с квалификационной комиссией при адвокатской палате.
Член правления Палаты адвокатов Республики Узбекистан Давронбек Саидов, также участвовавший в круглом столе по ВКС, поделился опытом адвокатов Узбекистана в сфере специализации. Касаясь преимуществ специализации, он отметил, что благодаря ей существенно повышаются шансы на успех при судебном разбирательстве, а времени на подготовку тратится меньше.
Вице-президент ФПА, д.ю.н. Алексей Галоганов напомнил, что специализация адвокатов была в России и в эпоху присяжной адвокатуры, и в советское время. Он перечислил ряд выдающихся адвокатов-специалистов советского периода, а затем перешел к основной теме выступления, которую обозначил как «антиспециализация». На конкретных примерах спикер критически оценил наименования адвокатских образований, имеющие рекламный характер, что он считает недопустимым. По его мнению, чтобы эффективно защищать права и законные интересы граждан, адвокат должен обладать познаниями в различных отраслях права.
Профессор кафедры адвокатуры МГЮА, д.ю.н. Игорь Яртых в своем выступлении, посвященном специализации адвоката в уголовной защите, высказал точку зрения, что настоящий адвокат – это в первую очередь адвокат, защищающий граждан, и он должен быть «универсальным». На примере из собственной практики он показал, что узкий специалист, в силу отсутствия необходимых познаний, не смог бы успешно работать по сложному делу. Не отрицая общей уголовно-правовой и гражданско-правовой специализации, Игорь Яртых вместе с тем высказал сомнение в том, что адвокаты, специализирующиеся в определенных сферах уголовного права, могут иметь обширную практику. При этом специализацию в целом он оценил положительно.
Комментируя прозвучавшие выступления, президент ФПА РФ Светлана Володина заметила, что есть запрос на адвоката – специалиста в определенной сфере права, а не на просто «хорошего адвоката». При этом необходимо учитывать, что мы живем в эпоху цифровизации, поэтому, если человек не находит в интернете сведений об адвокате, то вряд ли обратится к нему.
Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро «ЗКС» Мария Корчагина на примере АБ «ЗКС» рассказала о функционировании адвокатского образования, специализирующегося на уголовном праве. Она подчеркнула важность командной работы и перечислила образовательные проекты, в которых участвуют адвокаты бюро.
Советник ФПА, адвокат АП Московской области, доцент МГЮА Сергей Макаров обосновал необходимость специализации серьезным усложнением законодательства и сопутствующих сфер – в частности экспертизы. В таких условиях успешное и эффективное оказание юридической помощи невозможно без углубленных знаний в определенных областях права и правоприменительной практики. Касаясь специализации адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи по семейным и наследственным делам, он подчеркнул в том числе необходимость повышенного этического стандарта.
Вместе с тем советник ФПА считает, что специализация не должна быть обязательной – это было бы неоправданно как с материальной, так и с практической точки зрения (например, есть регионы, где в силу невысокого спроса на юрпомощь узкие специалисты невостребованны и адвокат должен обладать универсальными знаниями).
Сергей Макаров отметил, что ФПА благодаря своим программам по повышению профессионального мастерства дает адвокатам возможность специализироваться в разных отраслях права, поэтому квалификацию можно повышать как специализируясь, так и не специализируясь.
Адвокат филиала ВОКА «Адвокатская контора “Маклаков, Сенцов и партнеры”» Ольга Андреева рассказала о специализации адвоката по делам о мошенничестве в сфере госконтрактов. Спикер охарактеризовала все стадии таких дел и особенности работы адвоката на каждой, перечислив, какими познаниями должен обладать адвокат для этой работы. По словам Ольги Андреевой, специализация должна не сужать компетенции адвоката, а, наоборот, расширять, исходя из потребностей.
Адвокат АП г. Москвы, старший преподаватель Российского университета адвокатуры и нотариата им. Г.Б. Мирзоева Рашит Зиганшин поддержал введение специализации, но не в чрезмерно жестких рамках, поскольку есть палаты, где количество адвокатов ограничено. Говоря об уголовно-правовой специализации, он обосновал ее значение в качестве критерия качества юридической помощи. Например, при работе по делам в отношении несовершеннолетних очень важны знания психологии, специальные познания необходимы в работе по делам с иностранным элементом. Спикер подчеркнул, что реализуемая ФПА программа повышения квалификации позволяет получать знания, необходимые для специализации в различных отраслях права.
Адвокат АП ДНР, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» Ольга Максименко сообщила, что тема круглого стола совпадает с темой ее научной деятельности. Специализация адвокатов не предусмотрена законодательством России, как и законодательством Украины, поэтому переход адвокатов Донецкой Народной Республики в российскую адвокатуру был безболезненным. Спикер добавила, что в регионах, где численность адвокатов небольшая (до 300), введение специализации представляется нецелесообразным. Также Ольга Максименко заметила, что не все адвокаты обладают познаниями в психологии и навыками, необходимыми для работы с детьми, поэтому следовало бы ввести специализацию в этой области.
Адвокат Московской коллегии адвокатов «СЕД ЛЕКС» Алексей Иванов выступил в поддержку специализации в той форме, когда адвокат целенаправленно занимается определенными категориями дел, совершенствуясь в этой сфере. Благодаря такой специализации повышается качество юридической помощи. По его мнению, принятая в Германии система специализации по определенным отраслям права преследует прежде всего рекламные цели.
Говоря о специализации адвокатов в ФРГ, президент ФПА РФ Светлана Володина обратила внимание, что для того чтобы в Германии стать адвокатом-специалистом, необходимо получить определенное количество положительных кейсов в практике (при этом, например, мировое соглашение не считается). Кроме того, в Германии существует система страхования и если доверитель обратился не к специалисту и все проиграл, то это его проблемы.
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Василий Шавин посвятил свое выступление специализации как основанию повышенной ответственности адвоката.
Член Совета АП Белгородской области, адвокат ОЦАК г. Белгорода Борис Золотухин высказался в пользу ограниченной специализации – в зависимости от спроса на юридическую помощь в конкретном регионе. По его мнению, адвокатам специализация нужна. Борис Золотухин напомнил о том, что в АП Приморского края принято решение создать реестр адвокатов по специализации. Таким образом, с его точки зрения, адвокат должен быть: «А» – универсалом, «В» – специалистом.
Руководитель проектов по судебной работе Российского экспертного центра Александр Касьян считает, что специализация адвокатов важна и нужна, прежде всего в силу ст. 48 Конституции РФ, предусматривающей право на получение квалифицированной юридической помощи, и Закона об адвокатуре. Но следует поставить вопрос о том, как она должна быть внедрена. По мнению Александра Касьяна, для получения сертификата о специализации необходим определенный уровень знаний в конкретной сфере в сочетании с определенным объемом практического опыта.
Адвокат АП Липецкой области Анна Старикова в своем выступлении обосновала необходимость специализации прежде всего тем, что это означает повышение качества юридической помощи.
«Вы сказали правильную вещь, специализация – это благо!» – заметил Игорь Яртых, комментируя выступление Анны Стариковой.
Управляющий партнер, адвокат коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич проанализировала риски специализации в адвокатуре, существующие для доверителей и для адвокатов.
Управляющий партнер Адвокатского бюро Республики Татарстан «Муратова и партнеры», к.ю.н., доктор юридического администрирования Надежда Муратова посвятила свое выступление теме «Конкурентная юридическая среда и специализация партнеров адвокатского бюро». (Напомним, что ученая степень доктора юридического администрирования была присуждена ей 28 февраля 2024 г. – она представила диссертацию на тему «Управление адвокатским бюро».)
Касаясь темы выступления Елены Михалевич, Надежда Муратова определила риски адвоката так: при отсутствии специализации – риск оказать некачественную помощь и понести за это ответственность, при наличии специализации – риск повышенной ответственности. Говоря о системе управления адвокатским бюро, она сообщила, что наличие в АБ специализации между партнерами и практик, а также требование повышения квалификации в рамках специализации позволяют обеспечить высокое качество юрпомощи. Она также напомнила, что согласно ст. 16 КПЭА гонорар адвоката определяется в зависимости от его опыта и квалификации.
Адвокат АП г. Москвы Екатерина Тютюнникова обратила внимание на необходимость выбора адвокатом определенных сфер своей практики, что доказывает опыт. Например, адвокаты, участвующие в уголовном судопроизводстве, как правило, ведут дела по определенным статьям УК. Екатерина Тютюнникова высказалась за специализацию, но призвала не «рубить с плеча», а вначале определить, что такое специализация, каким образом ее следует внедрять.
Советник ФПА, адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова высказалась в пользу специализации, причем достаточно узкой. При этом, по ее словам, возможна специализация не только по отраслям права, но и по территориальному признаку, по судебной инстанции, по участию в государственной системе БЮП. Касаясь отдельных направлений специализации в рамках цивилистического направления деятельности адвоката, она заметила, что одинаково хорошо разбираться во всех делах невозможно.
Адвокат АП г. Москвы, доцент НИУ ВШЭ Валерия Романова рассказала об особенностях специализации адвоката при представлении интересов доверителей в трансграничных спорах, охарактеризовав компетенции, которыми должны обладать адвокаты, занимающиеся делами этой категории.
Адвокат АБ «Пчелин и партнеры» Виктория Макаревич проанализировала деятельность по предупреждению и разрешению корпоративного конфликта как элемент профессиональной специализации адвоката. Нереально требовать от адвоката универсальной компетенции, но он должен иметь хотя бы начальные знания в смежных областях, заметила она. Спикер остановилась в том числе на профессиональных рисках, которые адвокаты должны тщательно взвешивать, чтобы не перейти из статуса советника по правовым вопросам в статус, например, соучастника преступления. Виктория Макаревич призвала разработать стандарт оказания квалифицированной юридической помощи, содержащий минимальные требования, выполнение которых позволяет признать юрпомощь оказанной на надлежащем уровне.
Аспирант кафедры адвокатуры МГЮА Александр Калиногорский подчеркнул важность специализации как фактора обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи. Также спикер обратил внимание на недостаток опубликованной государственной статистики по вопросам специализации в сфере юриспруденции.
Юрисконсульт Департамента здравоохранения г. Москвы Юлия Шевцова проанализировала особенности правовой помощи адвоката в области медицинского права.
Адвокат АП г. Москвы, соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Мария Дорофеева рассмотрела вопрос о специализации адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи по экологическим спорам. Она назвала особенности экологической специализации, которая должна учитывать баланс интересов доверителя и экологии. По мнению Марии Дорофеевой, экологическую специализацию следует выделить в самостоятельную.
Завершая работу круглого стола, Светлана Володина поблагодарила коллег за то, что выдержали такой большой марафон, и отметила: «Тема для нас очень важная, очень серьезная. Конечно, есть разные подходы в зависимости от городов-миллионников и маленьких палат. Разные требования, разные задачи. Конечно, специализация будет. При едином статусе адвокат сможет вести любые дела, а если он хочет в чем-то специализироваться, то должен для начала об этом заявлять, а потом это подтверждать. Всем успехов! Спасибо за интерес к адвокатуре!»