Минюст России разрабатывает проект поправок в ст. 28.7 КоАП РФ, которым предлагается до направления материалов административного дела в суд предусмотреть возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Напомним, 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-Ф3 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”». В соответствии с ним со стороны кредиторов и коллекторов не допускаются действия, направленные на возврат просроченной задолженности, связанные с «применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц».
Как сообщается в паспорте законопроекта, в рамках реализации его положений ФССП России к рассмотрению приняты уже тысячи жалоб.
Также авторы документа напомнили, что в настоящее время в ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, – «серых коллекторов».
«Вместе с тем на практике вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также “серых коллекторовˮ, являются проблемными», – отмечается в паспорте проекта. Основной проблемой при рассмотрении этого вопроса является сбор доказательств, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены, а в отношении ст. 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования.
Предполагается, что разрабатываемый законопроект устранит обозначенные проблемы, а также препятствия в реализации полномочий судебных приставов-исполнителей и создаст дополнительные условия для обеспечения принципов неотвратимости административного наказания и проведения объективного расследования административного правонарушения.
Cоветник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон пояснил, что необходимость предлагаемых изменений назрела в ходе исполнения новой для ФССП функции, заключающейся в контроле за деятельностью коллекторских агентств, которую они осуществляют с начала этого года. «Объективная сторона правонарушения по ст. 14.57 КоАП РФ может быть весьма объемной, и для установления всех обстоятельств дела требуется проведение административного расследования по ст. 28.7 Кодекса. То есть могут потребоваться проведение различного рода экспертиз (например, лингвистической, психологической и т.п.), сбор информации технического характера (запросы сотовым операторам о количестве телефонных соединений, sms-отправлений и т.п.)», – объяснил эксперт, добавив, что на эти действия требуется значительное время, в связи с чем необходимо дать полномочия судебным приставам проводить административное расследование.
Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что до настоящего времени не дано четких разъяснений по многим аспектам применения Закона о коллекторах. Он проанализировал обоснования законопроекта: «Речь идет не столько о соблюдении баланса интересов должника и взыскателя, существенно изменившихся после начала действия Федерального закона № 230-ФЗ, сколько о необходимости наделения приставов полномочиями получения информации, необходимой для принятия решения о виновности коллектора и ее степени».
Вадим Супрун выразил надежду, что законопроект будет направлен на защиту должников от недобросовестных коллекторов, а не предоставит должникам дополнительные возможности по неисполнению своих обязательств.