В Госдуму внесен законопроект № 620233-7, которым предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме. Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на реализацию положений постановления Конституционного Суда от 10 июля 2018 г. № 30-П, о котором ранее писала «АГ».
Тогда КС отметил, что ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение общедомовых и индивидуальных приборов и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса правительством. Суд признал данную норму неконституционной и постановил внести соответствующие изменения в правовое регулирование.
Как ранее писала «АГ», поправки подготовлены Минстроем России. В законопроекте указывается, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении многоквартирного дома рассчитывается в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов с учетом площади такого помещения и объема потребленной тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного прибора учета или же показаний индивидуальных и (или) общих и коллективного приборов учета. В случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме объем потребления тепла предлагается определять исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждаемого органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном правительством.
Согласно пояснительной записке, указанный порядок расчета предусмотрен в проекте постановления правительства о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме. Это, по мнению авторов законопроекта, позволит определять плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом потребления тепловой энергии на отопление квартиры или нежилого помещения и отопления мест общего пользования такого дома.
В комментарии «АГ» адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что внесенный законопроект в полной мере соответствует позиции Конституционного Суда. Эксперт указал, что в случае его принятия окончательно разрешится вопрос порядка оплаты предоставленных коммунальных услуг и будут исключены ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме. «Это, в свою очередь, приведет к массовому пересмотру судами споров данной категории. В целом после пересмотра количество судебных споров между гражданами и управляющими компаниями по данным вопросам снизится до минимума», – считает Илья Прокофьев.
Адвокат отметил, что в пояснительной записке указывается на Постановление КС № 30-П, но, по его мнению, для более точного изложения самого законопроекта, а также перечня нормативно-правовых актов, подлежащих изменению в случае его принятия, необходимо также кратко изложить либо упомянуть Постановление КС от № 46-П от 20 декабря 2018 г., которым, как писала «АГ», абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах был признан также не соответствующим Конституции.
Комментируя поправки, адвокат КА «ЮрПрофи» Илья Лясковский отметил, что при сопоставлении действующей и предлагаемой в законопроекте редакции ч. 1 ст. 157 ЖК сложно понять, каким образом изменяется регулирование исчисления платы за коммунальные услуги. «В действующей редакции изложена общая норма (на первый взгляд, вполне понятная), в предлагаемой – эта норма конкретизируется до крайней степени детальности в части расчета платы за одну из коммунальных услуг – отопление. Законопроект перераспределяет ставшие уже привычными уровни регулирования: Жилищный кодекс с момента введения его в действие определял лишь общие правила исчисления платы за коммунальные услуги, а возможные способы расчета объема ресурсов и формулы расчета устанавливало правительство в подзаконном акте», – указал адвокат.
Он отметил, что такая законотворческая деятельность правительства оказалась предопределена постановлением Конституционного Суда, в котором орган конституционного контроля счел ч. 1 ст. 157 ЖК порочной не по буквальному смыслу, а в силу «недомолвок» и по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой.
«Получается, что, инициируя такую законодательную инициативу, правительство прямо исполняет предписание Конституционного Суда. Определенная казуистичность и объемность нормы в данном случае, по всей видимости, неизбежны», – посчитал Илья Лясковский.