×

Впервые в ЕСПЧ обжалуется бездействие российской полиции при поиске пропавшего человека

Житель Подольска подал жалобу в Европейский Суд по правам человека на бездействие полицейских при поиске его пропавшей матери, инвалида I группы
Фото: «Адвокатская газета»
Представитель заявителя в Европейском Суде разъяснил «АГ», в чем выразилось нарушение отечественными правоохранительными органами Конвенции по правам человека и почему заявитель был вынужден обратиться в ЕСПЧ.

Как рассказал «АГ» руководитель правозащитной организации «Зона права» Сергей Петряков, в Европейский Суд по правам человека подана первая российская жалоба на бездействие правоохранительных органов по розыску пропавшего человека. Заявителем, интересы которого в ЕСПЧ представляет Сергей Петряков, стал житель Подольска Андрей Ястребов.

15 марта 2015 г. его мать, пенсионерка Любовь Ястребова, ушла из своего дома в деревне в Клинском районе и исчезла в неизвестном направлении. Женщина страдала провалами в памяти вследствие заболевания альцгеймеровского типа, имела инвалидность I группы и не могла самостоятельно ориентироваться на местности. Супруг и сын пропавшей сразу же позвонили в полицию, не прекращая самостоятельных поисков, которые не привели к успеху.

На следующий день Андрей Ястребов обратился в ОМВД РФ по г. Клин с письменным заявлением о пропаже матери, однако дежурный отказывался принимать заявление в день обращения. Полицейский настаивал на подаче заявления по истечении трех дней после пропажи человека. Свою позицию он мотивировал тем, что в случае подачи заявления в день обращения полиция просто не предпримет никаких действий. В итоге дежурный согласился принять заявление лишь благодаря настойчивости Андрея Ястребова, но только с формулировкой, которую он сам продиктовал: «прошу Вас провести проверку по факту утери родственной связи с моей мамой».

В течение 10 дней с момента обращения никто из полиции не звонил Андрею Ястребову. 24 марта (после 8 дней самостоятельных активных поисков с привлечением поисково-спасательной группы волонтеров из Москвы) заявитель обратился к участковому, чтобы узнать о результатах работы по поиску Любови Ястребовой. Сотрудник полиции сообщил, что никаких действий со стороны полиции по поиску его матери не предпринималось. Участковый порекомендовал заявителю самому ехать в клинский морг и узнать, нет ли там тела Любови Ястребовой.

Как отметил Сергей Петряков, розыскное дело было возбуждено только спустя 10 суток со дня подачи заявления в полицию и время поиска человека, исчисляемое всего лишь несколькими сутками, было безнадежно потеряно.

В связи с тем, что в течение почти двух месяцев правоохранительные органы бездействовали, в мае 2015 г. Андрей Ястребов обратился через средства массовой информации с открытым письмом с просьбой к прокуратуре – проверить ситуацию на предмет наличия нарушения законодательства и законных интересов граждан со стороны органов внутренних дел.

После этого четыре сотрудника полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело в их отношении по ст. 293 УК РФ «Халатность».

Останки Любови Ястребовой были найдены лишь в сентябре 2015 г.

Родственники погибшей женщины обращались в суд с иском о компенсации морального вреда. Однако Клинский городской суд Московской области отказал в удовлетворении требований со следующей формулировкой: «истцами не были представлены достаточные, достоверные и убедительные доказательства того, что им нанесен моральный вред и наступил он ввиду неправомерных действий (бездействия) сотрудников полиции, отсутствует и причинно-следственная связь между действиями либо бездействием ответчиков и указанными в иске обстоятельствами».

Апелляция и кассация оставили решение суда без изменения. Верховный Суд отказался рассматривать дело по существу, в связи с чем Андрей Ястребов и принял решение обратиться в ЕСПЧ. Заявитель полагает, что непринятие полицией срочных мер в первые дни с момента исчезновения Любови Ястребовой свело к минимуму шансы на то, чтобы найти ее живой. Тем самым органы власти нарушили ст. 2 и 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сергей Петряков процитировал «АГ» ответ Главного управления уголовного розыска МВД России, полученный сыном пропавшей Любови Ястребовой: «содержащаяся в ней (интернет-публикации) информация вызвала искреннее чувство вины за сотрудников полиции, с равнодушием и непрофессионализмом которых Вам пришлось столкнуться». По словам эксперта, данное утверждение руководства органов внутренних дел, пожалуй, наиболее точно характеризует суть проблемы, с которой столкнулся заявитель в деле о розыске пропавшей матери.

Сергей Петряков пояснил, что, не добившись справедливости в национальных судах, Андрей Ястребов был вынужден обратиться в Европейский Суд по правам человека. Основанием послужило нарушение органами власти своего позитивного обязательства по ст. 2 Конвенции в части непроведения полноценного комплекса мероприятий, направленных на розыск человека, пропавшего при обстоятельствах, угрожающих его жизни. «Помимо этого, государством также было отказано заявителю как в получении справедливой компенсации причиненного морального вреда, так и в проведении эффективного уголовного расследования обстоятельств халатного исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками полиции», – отметил эксперт.

Представитель заявителя отметил, что ввиду отсутствия сформированной практики по указанному вопросу трудно предполагать, каким будет решение Суда по жалобе.

Стоит отметить, что еще до обращения в ЕСПЧ, 1 августа 2018 г. руководитель СО по г. Клин ГСУ СК РФ по Московской области возобновил доследственную проверку по данному делу.

Рассказать:
Яндекс.Метрика