12 декабря Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении в Госдуму законопроекта, которым предлагается дополнить ст. 399 УПК ч. 8, согласно которой постановление суда в части освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК подлежит немедленному исполнению.
В пояснительной записке указывается, что поскольку на постановление суда, которым принято решение об освобождении осужденного от отбывания наказания, могут быть поданы апелляционные жалоба или представление, то такое постановление в соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 391 УПК вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении установленных ст. 389.4 УПК 15 суток для его обжалования в апелляционном порядке либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления. В связи с этим указанные тяжелобольные лица не освобождаются незамедлительно после вынесения судом такого решения и вынуждены продолжать отбывать наказание, в том числе в местах лишения свободы, ожидая истечения срока, отведенного на апелляционное обжалование постановления суда и рассмотрение судом апелляционной инстанции жалобы (представления) другой стороны.
Действующее правовое регулирование порядка и срока освобождения осужденного, страдающего тяжелым заболеванием, препятствующим отбыванию наказания в виде лишения свободы, из учреждения, в котором он отбывает наказание, не в полной мере согласуется с положениями Конституции, в соответствии с которыми одним из основных прав человека и гражданина является право на жизнь (никто не должен подвергаться жестокому наказанию), а также с целями наказания, принципами гуманизма и рационального применения мер принуждения.
Кроме того, отмечается, что согласно ст. 399 УПК РФ только осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания в связи с тяжелой болезнью. Вместе с тем Законом от 27 декабря 2018 г. № 547-ФЗ в ч. 6 ст. 175 УИК РФ были внесены изменения, которыми предусмотрено, что если самостоятельное обращение осужденного в суд невозможно, то представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносит в суд начальник учреждения или органа, исполняющего наказание.
В целях унификации уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов предлагается закрепить в ст. 399 УПК РФ право суда рассматривать вопросы об освобождении по болезни не только по ходатайству осужденного, но и по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание. С этой целью п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ дополняется указанием на п. 6 ст. 397 УПК.
В комментарии «АГ» адвокат ассоциации «Коллегия адвокатов Новгородской области “Правовой центр”» Артем Кривонос заметил, что такие изменения назрели уже давно. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, установлен Постановлением Правительства от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Указанные в Перечне заболевания являются действительно тяжелыми заболеваниями, причем промедление в надлежащем лечении гражданина может вызвать необратимые последствия для здоровья заболевшего (в том числе в течение 15-суточного срока, когда постановление вступит в законную силу, если не будет обжаловано). Все это время осужденный ожидает вступления постановления в законную силу или истечения срока его обжалования, находясь в том числе в местах лишения свободы, указал адвокат. «В настоящее время постановление об освобождении от наказания в связи с болезнью исполняется не сразу, что нарушает право осужденного на достойное лечение или даже может стоить жизни осужденному. А право на жизнь в соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции является одним из основных прав человека и гражданина. Поэтому также считаю, что осужденный в данном случае подлежит немедленному освобождению», – отметил он.
Адвокат добавил: ч. 2 ст. 81 УК РФ предусматривает, что лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть освобождено судом от отбывания наказания. «Поэтому в данном ключе было бы необходимо еще предусмотреть изменения в ч. 2 ст. 81 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: “2. Суд обязан освободить лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания.”», – предложил Артем Кривонос.
Адвокат АП Воронежской области Евгения Зюзина заметила, что лица, в отношении которых применены меры уголовно-правового принуждения и в отношении которых судом вынесено постановление об освобождении от отбывания наказания, продолжали отбывать наказание, ожидая вступления в законную силу постановления суда, что не способствовало реализации принципа гуманизма и рационального применения мер принуждения. С учетом специфики заболеваний, входящих в перечень, препятствующих отбыванию наказания, например лимфангиолейомиоматоз легких с дыхательной недостаточностью III степени, апластическая анемия, сахарный диабет тяжелой формы с множественными осложнениями, синдром Иценко-Кушинга тяжелой формы и сложности их лечения, действие мер уголовно-правового принуждения в период вступления в законную силу постановления суда об освобождении от отбывания наказания может привести к невосполнимым негативным последствиям для здоровья личности.
Евгения Зюзина добавила: дополнение ст. 399 УПК указанием на то, что постановление суда в части освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК подлежит немедленному исполнению, направлено на реализацию гарантий ст. 20–21 Конституции.