23 ноября в Госдуму был внесен проект поправок в КоАП РФ (законопроект № 1060950-7), уточняющий ответственность за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Содержание поправок
Как отмечается в пояснительной записке, разработка документа обусловлена проектом поправок в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, предусматривающим ряд новых обязанностей некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений и физлиц, касающихся получения ими иностранного финансирования и участия в политической деятельности в России, а также уточняющим порядок освещения СМИ информации об их деятельности.
В целях реализации указанных положений в КоАП предлагается ввести новые составы правонарушений, устанавливающих ответственность за распространение в СМИ информации о НКО, незарегистрированных общественных объединениях и физлицах, включенных в соответствующие реестры, а также за распространение издаваемых ими материалов без указания на то, что такое лицо выполняет функции иностранного агента.
В частности, ст. 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» Кодекса предлагается дополнить ч. 2.1, 2.2 и 2.3, предусматривающими санкции за распространение информации о субъектах, выполняющих функции иноагента.
За распространение указанной информации (кроме размещаемой в единых госреестрах и информационных системах, предусмотренных законодательством), а также выпускаемых такими НКО, общественными объединениями и физлицами материалов без указания, что они выполняют функции иноагента, предусмотрен административный штраф с конфискацией предмета правонарушения либо без таковой: для граждан – от 2000 до 2500 руб., для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для юрлиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Глава 19 дополняется статьями, устанавливающими ответственность за нарушение порядка деятельности незарегистрированных общественных объединений, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической деятельности на территории РФ, а также за нарушение обязанностей физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Так, поправками в ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)» за непредоставление, несвоевременное представление либо предоставление не в полном объеме или искаженном виде сведений в уполномоченный орган общественным объединением, получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующим в политической деятельности в России, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предлагается санкция в виде предупреждения или штраф: от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для граждан и от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц.
За производство и распространение материалов указанным объединением, а также их направление в госорганы, органы местного самоуправления и организации без указания, что эти материалы произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, штраф (с конфискацией предмета правонарушения или без) может составить от 50 тыс. до 100 тыс. руб. для граждан и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для должностных лиц.
Производство и распространение указанных материалов, в том числе посредством СМИ или Интернета, учредителем, членом, участником, руководителем или членом органа такого объединения либо их предоставление в органы и организации без соответствующего указания о выполнении объединением функций иноагента влечет штраф для граждан от 5000 руб.
За непредставление или несвоевременное представление физлицом, выполняющим функции иностранного агента, в уполномоченный орган сведений (информации), предусмотренных законом, либо их представление в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.34.1 КоАП, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предлагается санкция в виде предупреждения или штраф для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Неуказание физлицом, выполняющим функции иностранного агента, этого статуса в предусмотренных законодательством случаях влечет штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Соответствующим образом предлагается скорректировать ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», изложив ч. 2 в новой редакции и дополнив частью 3.
Абзац 2 ч. 3 ст. 19.34.1 также предлагается изложить в новой редакции, устанавливающей, что грубое нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юрлица, выполняющего такие функции, влечет штраф для юрлиц в размере 5 млн руб.
Согласно пояснительной записке к законопроекту полномочиями по рассмотрению дел об указанных правонарушениях наделяются судьи, а по составлению протоколов по ним – должностные лица органов, осуществляющих контроль (надзор)
за деятельностью некоммерческих организаций, а также должностные лица органов внутренних дел и органов по контролю (надзору) в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адвокаты по-разному оценили законодательную инициативу
В комментарии «АГ» адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова отметила актуальность предложенных поправок и их соответствие интересам и запросам российского общества, в том числе отраженным в многочисленных предложениях по поправкам к Конституции РФ, принятым в текущем году.
«К примеру, в Конституцию вошли положения о том, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (ч. 1 ст. 67.1), – пояснила адвокат. – В целом все дополнения Основного Закона свидетельствуют о стремлении россиян сохранить самобытность, единство и одновременно о стремлении к развитию всех народов и этнических общностей».
В каком-то смысле, добавила Надежда Крылова, принятые поправки в Конституцию дают ответ силам, стремящимся использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории. «Чтобы не допустить наихудших сценариев развития, которые бы могли нарушить единство и территориальную целостность государства, дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, включая инспирирование "цветных революций", необходимы и дополнительные меры противодействия угрозам национальной безопасности, и одновременно установление ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента», – считает адвокат.
По ее мнению, законопроект составлен с соблюдением правил юридической техники, а формулировки новых составов правонарушений и меры административной ответственности согласуются с действующими правовыми нормами. При этом адвокат не исключила, что в процессе правоприменительной практики появятся предложения по уточнению предлагаемой редакции новаций КоАП. «Реализация положений законопроекта поможет гражданам правильно ориентироваться в информационном пространстве и делать выводы, не поддаваясь на провокационные и иные негативные сведения, распространяемые сегодня в огромном количестве различными лицами, получающими иностранное финансирование, в многочисленных СМИ», – подытожила Надежда Крылова.
Управляющий партнер АБ «Правовой статус», член Комиссии АП Краснодарского края по защите профессиональных прав адвокатов Алексей Иванов, напротив, оценил проект критически, указав, что он напрямую касается журналистов, журналистской деятельности и свободы ее осуществления, устанавливает дополнительные ограничения для СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а также затрагивает деятельность блогеров и иных людей, занимающихся публичной деятельностью.
«Хотя в пояснительной записке указано, что проект разработан в целях совершенствования правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, речь, по сути, идет о создании механизма легального преследования неугодных журналистов, которые говорят или пишут неугодные вещи», – заметил он.
Адвокат пояснил, что поправки предусматривают дополнительные ограничения для СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а именно:
- запрет распространения в СМИ информации о них и их материалах без указания, что они являются иноагентом (наводит на мысли то ли о «штампе на лицо», то ли о «желтых звездочках на рукаве»);
- иностранные агенты приравниваются к лицам, создающим угрозу безопасности РФ;
- журналисты, участвующие в политической деятельности и получающие вознаграждение от иностранных источников, обязаны уведомлять об этом орган власти и быть включены в реестр иностранных агентов;
- они должны ежеквартально отчитываться о полученных денежных средствах и их фактическом расходовании;
- любые изготовленные ими материалы должны содержать информацию о том, что они изготовлены иноагентом.
«Таким образом, на наших глазах методично выковывается механизм легитимного деления журналистов (а также блогеров и прочих медиаличностей) на "своих" и "чужих" по признаку лояльности», – считает Алексей Иванов. Эксперт добавил, что его как адвоката давно беспокоят попытки властей узаконить нападки на неугодных журналистов, сделав представителей свободной профессии полностью лояльными и подконтрольными.
«По-моему, прямо сейчас эти попытки принимают грандиозный масштаб. Боюсь, что официальное "клеймение" представителей независимой прессы иноагентами, террористами и прочими страшными словами с помощью нового законопроекта обернется массовыми уголовными преследованиями неугодных представителей СМИ в самом ближайшем будущем», – заключил он.