×

За проведение техосмотра без аккредитации предлагается ввести уголовную ответственность

В Госдуму внесен пакет поправок, направленных на совершенствование системы технического осмотра транспорта
Мнения экспертов «АГ» о предлагаемых изменениях разделились. По мнению двоих, актуальность поправок очевидна, поскольку необходимость навести порядок в этой сфере назрела давно. Третий эксперт полагает, что подход законотворцев, предусматривающий возможность весьма широкого толкования нарушений, значительно усложнит работу правоохранительных и судебных органов и приведет к «размыванию» норм уголовной ответственности.

10 августа Правительство РФ внесло в Госдуму законопроекты, направленные на совершенствование системы технического осмотра транспорта, – поправки в УК РФ и в Закон о техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. По сообщению авторов законопроектов, поправки разработаны во исполнение поручений Президента и Правительства РФ и направлены на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения техосмотра.

В части поправок в УК РФ авторами законопроекта предлагается ввести уголовную ответственность за проведение техосмотра лицом, не имеющим соответствующей аккредитации. Так, в первом абзаце ч. 1 ст. 171 УК РФ предлагается заменить слова «в случаях, когда такая лицензия обязательна» на «без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в системе технического осмотра транспортных средств обязательны».

По мнению авторов законопроекта, такая мера обусловлена широкой практикой продажи «серых» диагностических карт без проведения осмотра.

Комментируя «АГ» эту поправку, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил общую тенденцию, негативно характеризуемую профессиональным правовым сообществом, – появление все большего числа законопроектов, предусматривающих не только излишнюю детализацию и профспецификацию различных составов правонарушений, но и значительное усиление мер ответственности, вплоть до введения уголовного наказания по узким категориям нарушений.

Эксперт полагает, что введение уголовной ответственности за проведение техосмотра без аккредитации оператора вряд ли остановит массовые продажи «серых» диагностических карт, а лишь сделает процедуру более дорогой. «Кроме того, это может привести к увеличению коррупционной составляющей и появлению так называемых заказных уголовных дел», – добавил он. 

Игорь Бушманов считает, что подобный подход авторов законодательных инициатив, предусматривающий возможность весьма широкого толкования правонарушений, значительно усложнит работу правоохранительных и судебных органов по оценке объективной и субъективной сторон таких деяний и приведет к дополнительному «размыванию» норм уголовной ответственности. «На мой взгляд, случаи проведения “серых” техосмотров в достаточной степени регулируются статьями о мошенничестве, с которыми и так прекрасно умеет работать правоохранительная система», – резюмировал он.

Также поправками, в частности, вводится административная ответственность водителей за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр; технических экспертов – за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, техосмотр которого не был проведен либо выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности; операторов техосмотра – за проведение технической диагностики лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра либо не уполномоченным на проведение технической диагностики данной категории транспортных средств или в данном пункте техосмотра, или на передвижной диагностической линии. 

Проектом об изменениях в Закон о техосмотре и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ вводятся фото- и видеофиксация процедуры техосмотра, что позволит достоверно установить факт его проведения, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами техосмотра требований к его проведению.

Функции госконтроля предлагается разделить, оставив контроль за соблюдением операторами техосмотра требований аккредитации в компетенции Российского союза автостраховщиков (РСА), а государственный надзор за соблюдением правил проведения техосмотра передать МВД России. При этом также предлагается обязать РСА осуществлять постоянное наблюдение за соблюдением операторами техосмотра отдельных требований законодательства и в случае выявления нарушений, относящихся к компетенции МВД, информировать об этом ведомство.

Диагностическую карту предлагается оформлять в виде электронного документа с подписанием квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего диагностику. Устанавливаются и требования к производственно-технической базе пункта техосмотра. Проект также закрепляет процедуру установления пропускной способности пункта техосмотра, значения которой подлежат внесению в единую автоматизированную информационную систему и не могут нарушаться операторами техосмотра.

Законопроект, по словам его авторов, направлен в том числе на устранение внутренних противоречий в законодательстве о техосмотре и необоснованных административных барьеров. В частности, из перечня документов, предоставляемых оператору техосмотра, исключается доверенность владельца транспортного средства.

Комментируя «АГ» предлагаемые поправки, адвокат АП г. Москвы Александр Липатников отметил, что поддерживает любые изменения, позволяющие снизить количество ДТП и смертность на дорогах. «Сегодня техосмотр проще купить, чем пройти официально, – отметил он. – По статистике Минэкономразвития, за последние годы количество техосмотров, проведенных по всем правилам, сократилось на 20–33%. По данным Союза операторов техосмотра “Техэксперт”, только пятая часть автолюбителей проходит реальный техосмотр. На мой взгляд, это неприемлемо, хотя и устраивает большинство автовладельцев».

Между тем адвокат отметил, что количество автомобилей в России исчисляется десятками миллионов. «Соответственно, это десятки  миллионов техосмотров в год. Как и где хранить всю эту информацию, на каких носителях и за чей счет? – задается вопросами адвокат. – Возникают вопросы и по поводу механизмов реализации нововведений – в частности, предусмотрены ли меры, чтобы систему видеофиксации нельзя было обойти?» Несмотря на эти сложности, Александр Липатников уверен, что необходимость в изменениях назрела и актуальность поправок очевидна. 

По мнению адвоката АБ «Яблоков и партнеры» Ярослава Самородова, законопроекты «наводят порядок, который нужен всем», так как проблема выдачи диагностических карт без реального осмотра была актуальной. «Дело даже не в самих картах, – отметил эксперт. – “Хромые железные кони” тянут деньги из страховых компаний под видом случившегося ДТП, а на дороге они могут быть серьезной проблемой для других водителей».

По мнению Ярослава Самородова, польза предлагаемых изменений не столько в усилении ответственности за нарушения при проведении техосмотра, сколько в том, что документ по итогам техосмотра будет электронным. «В век цифровых технологий это правильно, равно как и предусмотренная законопроектом возможность аккредитации центров техосмотра. Это позволит исключить тех, кто не имеет нужного оборудования для диагностики и раздает карты налево и направо», – пояснил эксперт. Он также не видит проблемы в том, что право курировать аккредитацию технических центров предоставят Российскому союзу автостраховщиков. «При ДТП именно они несут расходы в первую очередь. Тем более что технические аспекты деятельности таких центров будут в зоне ответственности МВД РФ», – пояснил адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика