13 ноября депутаты Госдумы рассмотрели во втором чтении законопроект № 469485-7 о внесении изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, подготовленный группой сенаторов и депутатов во главе с председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. Документ был принят в первом чтении в январе 2019 г.
Напомним, поправками предлагается в том числе скорректировать положения закона, касающиеся приостановления статуса адвоката, порядка и сроков избрания президентов адвокатских палат и ФПА, закрепления возможности получения адвокатами «гонорара успеха», снятия ограничений по стажу для учредителей коллегий адвокатов, введения ограничения на изменение членства в адвокатской палате адвокатами со стажем менее 5 лет.
Как ранее писала «АГ», ко второму чтению проект закона был существенно доработан.
Согласно одной из поправок полномочия адвоката приостанавливаются при избрании (назначении) его на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления (исключается указание, что приостановление статуса происходит на период работы на постоянной основе), в то же время статус может быть приостановлен в случае подачи адвокатом заявления о приостановлении статуса «по личным обстоятельствам».
Ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению – увеличено с полугода до года, но не позднее 10 лет. При этом введено правило, что на адвоката, статус которого приостановлен по любым основаниям, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.
Из проекта исключено ограничение на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ для адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, которое предлагалось для искоренения практики сдачи квалификационных экзаменов в определенных регионах. Вместо этого в Законе об адвокатуре предложено установить новый порядок сдачи экзамена – единое тестирование, которое будет проводиться с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов.
Возрастные ограничения скорректированы также и для желающих учредить адвокатский кабинет или коллегию адвокатов – вместо пяти лет адвокатского стажа для этого потребуется только три года.
Положение о «гонораре успеха» было сохранено, при этом уточняется, что такой вид оплаты услуг адвоката не может применяться при оказании юридической помощи по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам.
Введено уточнение о том, что Совет ФПА будет определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, с использованием автоматизированной информационной системы. Для региональных и федеральной палат адвокатов устанавливается обязанность вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов их советов.
Доработанным проектом скорректирован порядок избрания органов адвокатского самоуправления: совет АП избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек, подлежит обновлению на одну треть один раз в два года. При этом «одно и то же лицо не может одновременно быть членом совета и членом квалификационной комиссии». Если при ротации предложенные президентом палаты кандидатуры не утверждаются, то «новые кандидатуры вносятся только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты». Участники собрания вправе дополнительно вносить из своего числа кандидатуры для замещения вакантных должностей членов совета, в этом случае проводится рейтинговое голосование по всем представленным кандидатурам.
Избрание президента адвокатской палаты осуществляется собранием (конференцией) адвокатов, если на указанную должность советом АП выдвигается его член, занимавший должность президента в течение не менее двух сроков. Участники собрания (конференции) вправе выдвигать на должность президента иных членов совета. Президент избирается с помощью тайного голосования простым большинством участников собрания (делегатов конференции) сроком на четыре года.
Аналогичные требования предъявляются и к Федеральной палате адвокатов. Совет ФПА РФ избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 33 человек и подлежит ротации один раз в два года на одну треть. Если при ротации Съезд не утверждает кандидатуры, представленные президентом ФПА, то новых кандидатов он вправе предложить только после их утверждения Советом. Делегаты Съезда вправе вносить дополнительные кандидатуры, и в этом случае также проводится рейтинговое голосование. Лицо, занимавшее должность президента ФПА в течение двух сроков, «может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на Всероссийском съезде адвокатов». При этом Съезд должен быть созван не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения срока полномочий президента ФПА. Если большинство делегатов Съезда не проголосовали простым большинством ни за одну из кандидатур членов Совета ФПА, выдвигавшихся на пост президента, то в тот же день Съезд вновь должен провести выборы из числа членов Совета, не выдвигавшихся ранее на должность президента на данном Съезде.
Закрепляется, что член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии. Кроме того, предусматривается, что в состав квалификационной комиссии не будут входить президент палаты, а также члены ее совета. Председатель комиссии будет избираться простым большинством голосов.
Также в Законе об адвокатуре предлагается установить, что президент ФПА может возбудить дисциплинарное производство в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением Советом ФПА.
Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой ст. 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой адвокат, статус которого был прекращен, в течение месяца вправе обратиться в ФПА с обжалованием соответствующего решения. Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению, при этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, а на его рассмотрение отводится месяц, после чего направляется заключение в Совет ФПА. Совет в свою очередь либо оставляет решение о прекращении статуса в силе, либо изменяет его самостоятельно, либо отменяет.
Поправка о введении запрета на судебное представительство для лиц, чей статус адвоката был прекращен «по неблаговидным причинам», была вынесена на отдельное голосование. Предложенная норма распространяется на тех, кто лишился адвокатского статуса в связи с вступлением в законную силу приговора суда о признании виновным в совершении умышленного преступления, неисполнением или ненадлежащем исполнением профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушением норм КПЭА, а также с незаконным использованием или разглашением информации, связанной с оказанием юридической помощи своему доверителю, либо систематическим несоблюдением установленных законодательством требований к адвокатскому запросу.
С инициативой проголосовать за поправку отдельно выступил депутат Валерий Гартунг. В своем выступлении он отметил, что, по его мнению, введение запрета на судебное представительство нарушает несколько статей Конституции. А именно: ч.1 ст. 34, гарантирующей право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, ст. 56, устанавливающей запрет на ограничение прав и свобод, предусмотренных в том числе ч. 1 ст. 34 Конституции, а также ст. 37, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
«То есть любой гражданин имеет право быть представителем в суде, но если он был адвокат и был лишен статуса, то он лишается этого конституционного права. Это ограничение может быть, только если есть вступившее в силу судебное решение, где как самостоятельная норма наказания прописан запрет на профессию», – подчеркнул депутат. Валерий Гартунг настаивал на том, что данную поправку принимать нельзя.
В ответном выступлении председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в первую очередь отметил, что в Конституции закреплено право граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Он также напомнил, что с 1 октября законодательство предусматривает, что, начиная с субъектового уровня, представлять интересы в суде могут только лица с высшим юридическим образованием.
Павел Крашенников особо отметил, что запрет вводится только в случае прекращения статуса адвоката «в силу, условно говоря, каких-то порочащих его данных». Также он подчеркнул, что внутри адвокатской корпорации существуют дисциплинарные процедуры и имеется возможность обжалования вынесенных в их ходе решений. Он также добавил, что запрет не касается права на представление собственных интересов или интересов своих детей в качестве их законного представителя.
Глава профильного комитета также обратил внимание на то, что вступление поправки в силу отсрочено на год: если основные положения законопроекта, в случае его принятия, вступят в силу с 1 марта 2020 г., то данное ограничение начнет действовать только с 1 марта 2021 г. Павел Крашенинников пояснил, что это связано с необходимостью произвести доработку внутрикорпоративных адвокатских документов, а также создать полноценный реестр адвокатов и лиц, чей адвокатский статус прекращен.
По итогам голосования депутаты единогласно приняли основную таблицу поправок, рекомендованных к внесению в проект. За поправку о запрете на судебное представительство проголосовал 351 депутат, против – 17. В целом за принятие проекта закона во втором чтении проголосовало 357 человек, а против – 19.