13 июня Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, содержащих поправки в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, в Налоговый кодекс, а также в ФКЗ о Верховном Суде и иные нормативные правовые акты, направленных на совершенствование примирительных процедур.
Как ранее писала «АГ», поправки подготовлены Верховным Судом и предполагают введение в АПК, ГПК и КАС дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя. Также закрепляется институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, создаются условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с предложенными изменениями в НК РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур. Также предлагается исключить из НК РФ положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом или судом общей юрисдикции.
Предлагается, чтобы функции судебных примирителей были возложены на сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда РФ, президиумом Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, президиумом арбитражного суда округа на основе предложенных судами кандидатур.
Предполагается, что примирительные процедуры, в том числе медиация, могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции или арбитражными судами. «Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон, в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – говорится в пояснительной записке.
В целях максимально эффективного использования примирительных процедур законопроектом предлагается закрепить самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела, подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.
Сразу после принятия соответствующего постановления Пленума ВС РФ эксперты «АГ» детально проанализировали предлагаемые нововведения, указав как на положительные, так и на отрицательные стороны предложенных изменений в законодательство.
Эксперты согласились с тем, что поправки позволят уменьшить нагрузку на судей, снизить судебные издержки и в целом повысить качество отправления правосудия с достижением справедливого решения для обеих сторон. В то же время внимание обращается на то, что изменения могут привести к искусственному затягиванию судебных процессов, а само введение института судебного примирения может поставить стороны в зависимое и ущербное положение. Кроме того, вопросы вызывает практическая реализация новелл законопроектов.
20 марта Правительство России опубликовало официальный отзыв на пакет поправок Верховного Суда, отметив, что поддерживает его, но с учетом ряда замечаний.
Так, в отзыве указано, что распространение процедуры медиации на административные и иные публичные правоотношения, предусматриваемое новой редакцией ч. 2 ст. 1 Закона о медиации, не соотносится с положениями ч. 5 ст. 1 данного закона, согласно которым медиация не применяется к спорам, затрагивающим публичные интересы. Кроме того, распространение процедуры медиации на какие бы то ни было публичные правоотношения противоречит принципу равноправия сторон, закрепленному ст. 3 закона, поскольку данный принцип не свойственен публичным правоотношениям, основанным на власти и подчинении, принуждении обязанных лиц.
Поправки ВС о совершенствовании примирительных процедур внесены в ДумуПравительство пояснило, что реализация проекта потребует дополнительных бюджетных ассигнований на оплату деятельности судей в отставке в качестве судебного примирителя. Исполнительный орган указал, что согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств, он должен содержать нормы, определяющие источники финансирования этого увеличения.
Отмечая, что законопроектом предлагается введение нового института «судебного примирителя», Правительство сообщило, что в настоящее время уже существует независимое лицо – медиатор, которое фактически выполняет функции примирения сторон. При этом стороны могут обратиться к нему не только в рамках судебного процесса, но и при досудебном урегулировании спора.
В отношении предложенного законопроектом положения о том, что судебным примирителем может быть судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, Правительство указало, что эти положения не соотносятся со ст. 32 Закона о судебной системе, который предусматривает, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не содействует суду в разрешении споров.
Выступая сегодня в Думе, заместитель председателя ВС РФ Василий Нечаев отметил, что поправки имеют правовую и социальную направленность и позволяют повысить доверие граждан к судебной системе.
В свою очередь председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников считает, что с принятием поправок упадет загрузка судов, а для граждан станет возможной быстрая и квалифицированная помощь со стороны судей в отставке, которым отводится роль судебных примирителей.
Поправки к законопроектам предлагается направлять до 12 июля 2018 г.