×

АГ-Ракурс

Истребление «карманных» адвокатов

10 важнейших тем адвокатского года
Валерий Жуков
Валерий Жуков
Редактор раздела «АГ-Ракурс» с февраль 2020 по март 2021, ранее – главный редактор портала Legal.Report (2017–2019), заместитель главного редактора портала «Право.ru» (2009–2015). Лауреат премии Москвы в области журналистики

Почти двухчасовую пресс-конференцию по итогам уходящего года провели в онлайн-формате для журналистов, интересующихся проблемами адвокатуры, руководители Федеральной палаты адвокатов. Без ответа не остался ни один из острых вопросов, заданных представителями СМИ. Среди множества поднятых тем «АГ-Ракурс» постарался выбрать десяток самых злободневных и важных для адвокатского сообщества.

1. Что съезд грядущий нам готовит?

По словам президента ФПА Юрия Пилипенко, пандемия и связанные с ней проблемы стали небывалым испытанием для адвокатского сообщества. «Российская адвокатура и адвокаты с достоинством перенесли это испытание, которое выпало на нашу долю в 2020 г., – заявил Юрий Пилипенко. – Адвокатская деятельность на территории России в этот непростой год не останавливалась ни на один день».

На заре пандемии адвокаты столкнулись с ограничениями на передвижение, введенными в некоторых регионах. Еще до введения ограничений ФПА обратилась в Правительство России с напоминанием, что при разработке таких мер должно быть учтено и прямо обозначено право адвокатов свободно передвигаться для осуществления профессиональной помощи. Обращение было поддержано Минюстом России. И в большинстве регионов такое право было учтено в нормативных актах. Однако в некоторых регионах это было упущено из виду в самом начале действия ограничительных мер. Ряду адвокатских палат удалось решить проблему самостоятельно, в других случаях помогла поддержка Минюста России, который после соответствующей просьбы ФПА предложил губернаторам устранить препоны для адвокатской деятельности.

Наступающий год тоже, судя по всему, будет проходить под знаком борьбы с коронавирусом. В апреле 2021 г. должен состояться X Всероссийский съезд адвокатов. Не исключено, что его придется проводить в онлайн-формате.

Одним из основных вопросов съезда станет принятие поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката. Большинство из них связано с изменениями, внесенными Закон об адвокатской деятельности. Но есть и предложения закрепить в КПЭА нормы, об актуальности которых свидетельствует опыт уходящего года.

2. Пятилетнее эмбарго на возвращение в адвокатуру

В частности, при обсуждении поправок в КПЭА высказывалось предложение о том, чтобы адвокат, статус которого прекращен повторно, получал право на новую попытку вступить в ряды адвокатуры не ранее чем через 5 лет. Как известно, таков максимальный срок для запрета на допуск к квалификационному экзамену после прекращения статуса, который может установить Совет адвокатской палаты.

Подоплека этой инициативы связана с дисциплинарными производствами в отношении адвокатов, участвовавших в деле актера Михаила Ефремова. Они были возбуждены президентом ФПА после того, как не возымело действия специальное заявление Совета ФПА с призывом следовать фундаментальным принципам профессии. Как отметил Юрий Пилипенко, достаточно банальное с юридической точки зрения дело Ефремова усилиями СМИ и из-за поведения адвокатов сторон в процессе и вне его было превращено в «водевиль», который длился несколько месяцев и за которым следила вся страна. «Некоторые адвокаты включились в дискуссию, – посетовал президент ФПА, – в том числе публичную, касающуюся обстоятельств дела, методов защиты».

Вице-президент ФПА Михаил Толчеев подчеркнул, что при назначении наказания Эльману Пашаеву и Александру Добровинскому Советы региональных палат исходили из того, что допущенные нарушения свидетельствовали о явном и намеренном пренебрежении требованиями КПЭА. Статус адвокатов Пашаева и Добровинского был прекращен с запретом на допуск к сдаче квалифэкзамена соответственно на год и на два года.

На фоне этих событий и возник вопрос об усилении сдерживающего фактора для коллег, которые возвращаются в корпорацию после прекращения статуса. По словам Юрия Пилипенко, пока предложение установить 5-летнее эмбарго на сдачу экзамена при повторном прекращении статуса существует на уровне идеи. Стоит ли вносить его в Кодекс профэтики адвоката, определит съезд.

3. Испытание на толерантность

При обсуждении поправок в КПЭА в рабочей группе также появилась идея предложить съезду перенести в кодекс несколько положений из Правил поведения адвоката в сети «Интернет». Это должно придать им большую значимость, ведь, как напомнила вице-президент ФПА Светлана Володина, для адвокатов КПЭА – это свод этических правил о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

«Мы привыкли, что слову адвоката можно верить, – отметил Михаил Толчеев, – поэтому все его резкие высказывания должны быть обоснованы, они не могут быть направлены на личность человека (клевета, оскорбление). Если высказывания адвоката достаточно серьезны, как указывает ЕСПЧ, он должен быть готов фактически обосновать свои заявления». По его словам, в дисциплинарной практике ряда палат (АП г. Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и др.) имеются прецеденты решений по высказываниям адвокатов в социальных сетях или СМИ.

«В “Фейсбуке” можно обнаружить такой феномен, когда некоторые коллеги испытывают всех на толерантность и переходят границы разумного и допустимого в дискуссии, – продолжил тему Юрий Пилипенко. – В то же время можно констатировать, что органы адвокатского самоуправления достаточно либерально относятся к такого рода неподобающему поведению коллег. Дисциплинарные дела, которые существуют и известны в связи с подобными инцидентами, – это два-три дела на всю страну за последние несколько лет. Поэтому здесь мы находимся в некоем состоянии баланса. Однако я хотел бы обратиться с просьбой к нашим коллегам быть сдержаннее. Критика и не оправданное ничем ругательство имеют совершенно разные цели и выражаются по-разному».

4. Бенефициары пандемии

Одной из примет уходящего года стали попытки осложнить работу адвокатам под предлогом борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Впрочем, Михаил Толчеев считает, что они не носили системного характера и в скором времени устранялись. Например, в нескольких регионах для участия в судебных заседаниях от адвокатов требовали пройти карантин. Однако по обращению адвокатов Верховный Суд РФ вполне оперативно признал такую практику недопустимой.

По словам вице-президента ФПА, остаются отдельные проблемы, когда правоохранители злоупотребляют своими полномочиями и пытаются найти этому обоснование. В частности, в деле адвоката АП Кабардино-Балкарии Дианы Ципиновой сотрудники полиции, обосновывая жесткую реакцию на действия женщин-адвокатов, пытались доказать, что у них не было масок и они нарушали противоэпидемиологические требования. К настоящему времени суд в отдельном производстве признал эти претензии необоснованными.

Юрий Пилипенко напомнил, что в защите Дианы Ципиновой участвуют представители ФПА, и достаточно успешно. Взяв лежавший на столе лист, он зачитал поступившую в ФПА информацию о новой процессуальной победе защиты: суд удовлетворил жалобу на действия прокурора, который переправил обращение адвокатов Ципиновой в СКР, не проводя его проверки.

Трудности, касающиеся общения адвокатов с подзащитными в СИЗО, по мнению Михаила Толчеева, имеют в основном технический характер, и это является общей проблемой правоохранительной системы в целом.

Что касается судебной системы, президент ФПА считает целесообразным внесение поправок в процессуальные кодексы, которые регламентировали бы особенности судопроизводства в период действия чрезвычайных обстоятельств. В качестве модельного примера для судебных учреждений член Совета ФПА, советник ФПА Елена Авакян привела действия в период пандемии арбитражных судов. Вопрос о работе с этими судами стоял наименее остро, поскольку они очень быстро приняли меры к онлайн-взаимодействию. В частности, был разработан сервис участия в судебных процессах онлайн. Елена Авакян сообщила, что сейчас почти все арбитражные суды в стране, за редким исключением, подключены к этому сервису и активно работают.

5. Жаркие дискуссии в КЭС

К знаменательным событиям нынешнего года президент ФПА отнес вступление в силу 1 марта поправок в Закон об адвокатской деятельности. Одна из новелл устанавливает запрет на пребывание в составе квалификационных комиссий членов Советов палат. В основном она затронула президентов региональных палат. «Вначале это вызвало у многих недопонимание. Но на сегодня, по прошествии девяти месяцев, эта поправка не дезорганизовала работу ни одной адвокатской палаты», – констатировал Юрий Пилипенко.

Новые полномочия с весны приобрела Федеральная палата адвокатов. Она получила право рассматривать жалобы лиц, чей статус адвоката был прекращен решением Совета региональной палаты. За время действия данных полномочий в ФПА поступило 10 жалоб, рассказал глава корпорации. По 6 жалобам производство не открывалось, поскольку заявители параллельно обжаловали решение региональной палаты в судебном порядке. По оставшимся 4 жалобам ФПА оставила в силе решения Советов адвокатских палат, при этом в двух случаях позиция была сформирована после жарких дискуссий в Комиссии ФПА по этике и стандартам.

6. Форс-мажор при реформе рынка юрпомощи

По просьбе журналистов Юрий Пилипенко рассказал о ситуации с Концепцией регулирования рынка профессиональной юридической помощи, проект которой был разработан Минюстом России. По его словам, реформа сферы оказания правовой помощи обсуждается достаточно давно и уже могла бы перейти в стадию практической реализации, однако этому помешали два форс-мажорных обстоятельства – пандемия и смена состава Правительства РФ.

Напомним, что в ноябре 2019 г. премьер Дмитрий Медведев на совещании с руководителями ФПА и представителями адвокатского сообщества рекомендовал в ближайшее время завершить экспертное обсуждение проекта Концепции, с тем чтобы к началу марта 2020 г. документ поступил в правительство. Предполагалось, что в середине 2020 г. кабмин мог бы принять по документу окончательное решение.

Сейчас Концепция находится на том же этапе, что год назад. При этом президент ФПА сообщил, что в рабочей части Концепции были учтены предложения не только адвокатуры, но и всех заинтересованных лиц, включая практикующих юристов, корпоративных юристов и представителей широкого круга общественности. Юрий Пилипенко надеется, что вопрос принятия Концепции все же будет решен.

7. Судьба законопроектов Генри Резника

Президент ФПА прояснил ход подготовки законодательных инициатив по предложениям Генри Резника, высказанным на прошлогодней встрече членов СПЧ с Владимиром Путиным. Недавно глава СПЧ доложил президенту о том, что над этими законопроектами ведется работа. Предложения касаются расширения компетенции суда присяжных, введения института следственных судей, а также наделения стороны защиты правом назначать судебную экспертизу.

Юрий Пилипенко сообщил, что в работе над реализацией этих идей ФПА участвует с момента постановки вопроса Генри Резником. Президент РФ дал поручения, в соответствии с которыми законопроекты о следственных судьях и расширении подсудности суда присяжных готовит Верховный Суд РФ, а судебной экспертизой стороны защиты занимается президентская администрация. «Мы направили свои предложения по всем трем законопроектам, мы всегда обсуждали такого рода законопроекты, – отметил президент ФПА. – Но надо иметь в виду, что не только российская адвокатура имеет право высказывать свои соображения по этому поводу, все силовые ведомства вовлечены в разработку такого рода проектов и инициатив, и здесь их интересы сталкиваются с нашими».

По словам Юрий Пилипенко, относительно законопроекта о судебной экспертизе есть надежда, что скоро этот документ будет внесен. Высока вероятность внесения и проекта о судах присяжных, не хотелось бы терять оптимизма также по поводу института следственных судей, добавил он.

8. Школа мастерства

В 2020 г. стажеры адвокатов по всей стране впервые получили одинаковые возможности для профессиональной подготовки, рассказала вице-президент ФПА Светлана Володина. Для них под эгидой Федеральной палаты адвокатов был проведен полный цикл онлайн-занятий «Введение в профессию адвоката». Стали проводиться тренинги для молодых адвокатов и стажеров, в рамках которых, в отличие от лекций, к очередному занятию слушателям предлагалось выполнить определенное задание. Такие тренинги будут продолжены.

В нынешнем году было организовано гораздо больше вебинаров для действующих адвокатов, чем прежде. Появились и новые формы повышения квалификации. Например, онлайн-семинары «Всероссийский урок суда присяжных», где лектор отвечает на заранее полученные и поступающие в ходе занятия вопросы.

Впервые проводится цикл вебинаров, посвященный деятельности адвоката в уголовном процессе, – «Стандарт осуществления защиты». С каждым занятием количество его слушателей увеличивается. «Мы надеемся, что все адвокаты, осуществляющие защиту и по назначению, и по соглашению, пройдут этот курс, – говорит Светлана Володина. – В дальнейшем мы будем совершенствовать занятия и надеемся, что число их участников продолжит расти».

9. Цифровая адвокатура

Член Совета ФПА Елена Авакян представила план внедрения в адвокатских палатах Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) накануне запуска тестирования ее первого блока, который предназначен для распределения дел между адвокатами по назначению.

Тестовая эксплуатация этого блока начнется в январе 2021 г. в Московской области и ряде других регионов. Для тех региональных палат, у которых не имеется системы электронного распределения дел по назначению, КИС АР станет единственной возможностью его ввести. Палаты, которые уже используют собственные региональные электронные системы, могут самостоятельно принять решение о переходе на федеральную. «По мере развития нашей системы будет создан так называемый интеграционный блок, который позволит выгружать информацию из региональных систем в КИС АР для формирования адекватной и полной статистики», – подчеркнула Елена Авакян.

Вводимый в эксплуатацию блок – это не единственная часть КИС АР. Система главным образом рассчитана на создание единого пространства общения адвокатуры, в том числе и единого пространства интеграции адвокатуры России в систему цифровой экономики. Ни одна региональная система на сегодняшний день такую амбициозную задачу не решает, подчеркнула член Совета ФПА. Кроме того, одной из основных составляющих КИС АР является система федерального реестра, которая предполагает ведение глобального реестра адвокатов и адвокатских образований России. КИС АР также предполагает взаимодействие между различными ведомствами и адвокатурой, в частности ее общение с судами, ФСИН, а также систему идентификации адвоката.

«Мы рассчитываем, что по мере развития КИС АР региональные палаты будут принимать решение о переходе, – отметила Елена Авакян. – И, безусловно, все те данные, которые есть в региональных системах, будут автоматическим образом включаться в комплексную систему, дабы не потребовалось делать это вручную».

10. Источник спроса на предательское отношение к коллегам

Руководители ФПА развеяли на пресс-конференции журналистские слухи о будто бы участившихся жалобах адвокатов друг на друга с требованием лишить коллегу статуса. Якобы «под ударом» оказываются адвокаты, использующие в своей практике публичность как метод защиты, а «множество адвокатов по назначению, которые идут на поводу у следствия, часто остаются безнаказанными, и проблема “карманных” адвокатов остается нерешенной».

По словам Юрия Пилипенко, он не располагает данными о том, что количество жалоб адвокатов друг на друга увеличилось в связи с публичной активностью некоторых из них. «Мы отдаем себе отчет, что по некоторым делам обращение к общественному мнению используется адвокатами в интересах доверителей, так как и те, и другие считают это единственным способом обратить на себя внимание, – признал президент ФПА. – Осуждать сам факт такой активности было бы неправильным, все зависит от того, чем наполнена эта публичная активность».

Михаил Толчеев также заверил, что количество подобных дел остается неизменным. Однако когда адвокат выводит проблему на публику, то и жалобы на него также попадают в публичную сферу, в связи с чем увеличивается количество известных широкой общественности дисциплинарных дел.

Что касается проблемы «карманных» адвокатов, то, как считает вице-президент ФПА, за последние несколько лет в связи с введением автоматического и прозрачного выбора адвоката по назначению в большинстве регионов проблема перестала носить системный характер.

Юрий Пилипенко согласился с этим мнением, уточнив, что изначально первоисточником проблемы «карманных» адвокатов являлись силовые ведомства и даже суды, создающие спрос на предательское отношение адвокатов к своим коллегам.

Яндекс.Метрика