×

Гарантия от «прослушки»

Судебный реестр телефонов, используемых адвокатами, как инструмент защиты от незаконной деятельности спецслужб
Материал выпуска № 11 (196) 1-15 июня 2015 года.

ГАРАНТИЯ ОТ «ПРОСЛУШКИ»

Судебный реестр телефонов, используемых адвокатами, как инструмент защиты от незаконной деятельности спецслужб

Положение вещей в сфере контроля за российскими структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, таково, что реально отследить объекты соответствующих ОРД крайне сложно. Ни ведомственный, ни прокурорский надзор, ни судебный контроль не в состоянии на 100% гарантировать обоснованность и адекватность мер, применяемых оперативниками для своей повседневной служебной деятельности. Благодаря этому возникает ниша для коррупции и злоупотреблений со стороны субъектов ОРД.

Отдельного внимания заслуживают не «коммерческие» оперативно-розыскные мероприятия, а «подглядывание» или, так сказать, «опека» над адвокатами, осуществляющими защиту фигурантов оперативных разработок и уголовных дел. Данное явление наносит более существенный вред правопорядку, нежели участие коррупционеров в коммерческих войнах или наездах на бизнес, поскольку предметом посягательства является институт независимости адвокатуры и режим профессиональной тайны, гарантированные законом.

Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи – лидеры по объему получаемой спецслужбами информации.

Наиболее простыми, эффективными и менее ресурсозатратными оперативно-розыскными мероприятиями в последние годы являлись и будут таковыми оставаться прослушивание телефонных переговоров (ПТП) и снятие информации с технических каналов связи (СИТКС) – СМС, ММС, иных сообщений. По объему информативности только оперативное внедрение или контролируемая поставка могут соперничать с этими двумя видами ОРМ.

Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи требует обязательной санкции суда, поскольку это прямое ограничение прав гражданина России, предусмотренных ст. 23 Конституции. Тем не менее чаще всего именно эти права и нарушаются спецслужбами ввиду несовершенства отечественного судопроизводства.

Пожалуй, самым неожиданным и бесстыдным способом попрания тайны телефонных переговоров и иных сообщений является, к сожалению, нередкий контроль общения адвокатов по вопросам принятой на себя защиты.

Существует два способа получения судебной санкции на ПТП и СИТКС:
– следователем в порядке ст. 165 и ст. 186 УПК РФ;
– оперативниками по правилам ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Первый вызывает наименьшее беспокойство за режим соблюдения законности при истребовании соответствующего разрешения на прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, так как он предполагает контроль руководства следственного органа, надзирающего прокурора и судебную проверку доводов в обоснование соответствующего ходатайства.

Есть почти полная гарантия того, что следователь, пожелавший осуществить ПТП или СИТКС, не станет указывать иные данные о телефонном номере или лице, чем те, которые реально подтверждаются материалами уголовного дела, поскольку эти документы всегда хранятся при нем и могут быть доступны многим участникам судопроизводства впоследствии.

Куда сложнее ситуация с делами оперативного учета (ДОУ), по которым спецслужбы проводят ОРМ до возбуждения уголовного дела или в рамках него, но без контроля со стороны следствия. Дела оперативного учета относятся к информации под грифами «секретно» и «совершенно секретно», хранятся в подразделениях-инициаторах, доступ к ним не со стороны лиц, их ведущих, практически невозможен. Даже прокуроры не могут быть уверены в том, что субъекты ОРД предоставляют им для осуществления надзорных функций ДОУ в полном объеме. Что уж говорить про судью, который получает в обоснование выдачи санкции лишь постановление и рапорт о том, что «кто-то, где-то»…

Поэтому, любой недобросовестный оперативник, когда у него возникает необходимость поставить на технический контроль телефон адвоката, защищающего подозреваемого, попросту вкладывает в ДОУ «агентурное сообщение» о том, что определенный абонент может представлять интерес для целей предупреждения или пресечения преступной деятельности, и указывает «нужный» номер в объемном списке тех, кого необходимо прослушивать. Соответственно, достоверно узнать, в отношении кого будут осуществляться прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи в рамках ДОУ судье реально невозможно. В тоже время не выдать санкцию он не может… Дело сделано – доступ к ПТП и СИТКС получен!

Вадим БАГАТУРИЯ,
адвокат АП Московской области

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 11 за 2015 г.

Яндекс.Метрика