×

Кто победит в игре без правил?

Существует мнение, что адвокатура сдает свои позиции на рынке юридических услуг. Актуальность этой проблемы значительно возросла в связи с принятием Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Материал выпуска № 9 (26) 1-15 мая 2008 года.

КТО ПОБЕДИТ В ИГРЕ БЕЗ ПРАВИЛ?

Существует мнение, что адвокатура сдает свои позиции на рынке юридических услуг. Актуальность этой проблемы значительно возросла в связи с принятием Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

К моменту проведения I Всероссийского съезда адвокатов, который состоялся 31 января 2003 г. и ознаменовал завершение переходного периода реорганизации адвокатуры, статус адвоката сохранили 54 877 адвокатов. Сведения о них были внесены территориальными органами юстиции в региональные реестры адвокатов. За пять лет численность адвокатуры увеличилась на 6545 адвокатов и на 1 января 2008 г. составила 61 422 адвоката, имеющих действующий статус. Еще 1892 адвоката числятся в региональных реестрах с приостановленным статусом. Средний темп увеличения численности адвокатского сообщества составил 1309 адвокатов в год.
Из региональных самым многочисленным является адвокатское сообщество в г. Москве (7534 адвоката), а самым малочисленном – в Ненецком автономном округе (12 адвокатов).
Число адвокатов по федеральным округам за указанный период в целом выросло.

При этом в 18 адвокатских палатах численность членов уменьшилась, а в одной адвокатской палате (Магаданской области) не изменилась. Наибольшее сокращение численности адвокатов произошло в адвокатских палатах Воронежской области (стало на 328 адвокатов меньше), Ульяновской области (на 225 адвокатов меньше), Саратовской области (на 145) областей и Республики Калмыкия (на 121).

Как можно прокомментировать приведенные показатели, и на какие размышления они наводят?

Во-первых, следует признать темп ежегодного увеличения количества адвокатов достаточно низким. И это обусловлено характером адвокатской деятельности, осуществляемой большинством адвокатов.

Адвокатура является субъектом оказания квалифицированной юридической помощи в том сегменте правового поля юридических услуг, в котором она единолично осуществляет публично-правовую функцию по защите прав граждан в сфере отправления правосудия по уголовным делам. Других конкурентов у нее нет, и в этой сфере правоотношений сложился баланс между потребностями уголовного судопроизводства и необходимой численностью адвокатов.

Исторически так сложилось, что именно коллегии адвокатов обеспечивали процессуальную деятельность правоохранительных и судебных органов участием в ней адвокатов. Эта тенденция сохранилась и в адвокатуре новой формации. Если учесть, что сегодня адвокатскую деятельность в составе коллегий адвокатов осуществляют 43 826 адвокатов (71,4 %) и приплюсовать к ним 13 885 адвокатов-кабинетчиков, в большинстве своем также практикующих оказание юридической помощи по уголовным делам, то получается 57,7 тысяч адвокатов (94 %), которые потенциально ориентированы на участие в уголовном судопроизводстве.

Ежегодно только по назначению в качестве защитников в уголовном судопроизводстве принимают участие до 37,6 тыс. адвокатов.

Без всякого сомнения, среди членов коллегий адвокатов и адвокатов-кабинетчиков многие, хотя бы эпизодически, участвуют в оказании квалифицированной юридической помощи в экономическом секторе рынка юридических услуг. Тем не менее приоритет все-таки за выполнением поручений в уголовном судопроизводстве.

Большая часть адвокатского сообщества, осуществляющая адвокатскую деятельность преимущественно в сфере уголовного судопроизводства, не заинтересована в увеличении численности своих рядов и, будем откровенны, настроена негативно к росту численности адвокатуры. Об этом свидетельствуют показатели снижения численности адвокатских палат в отдельных субъектах РФ или незначительного увеличения числа их членов, а также установление в 65 адвокатских палатах (78,3 %) для желающих приобрести статус адвоката весьма существенной преграды в виде единовременного так называемого вступительного взноса адвоката, который в отдельных регионах представляет собой внушительную сумму.

Во-вторых, незначительный количественный рост адвокатуры на фоне бурно развивающейся российской экономики и крупного бизнеса свидетельствует о довольно низком уровне участия адвокатов в экономическом секторе правового поля оказания юридических услуг, где существует жесткая конкуренция. Достаточно сказать, что, по разным оценкам, на этом поле работают от 170 до 700 тыс. юристов-предпринимателей.

Показательный пример приведен в статье адвоката Игоря Балдакова «Юридическая помощь нуждается в стандартах» («АГ» № 8(011)): «Численность адвокатского сообщества в Тульской области – около 500 человек. Адвокатских коллегий и бюро насчитывается 73, адвокатских кабинетов – 125. Коммерческих же структур, оказывающих юридическую помощь в регионе, – около двухсот, и в них занято более 4500 юристов. Подавляющее большинство юридических услуг оказывается на коммерческой основе, а часть адвокатов уже испытывает нехватку объема работы. Следует признать, что адвокатура сдает свои позиции на поле оказания правовых услуг». Такая картина, очевидно, характерна и для других субъектов РФ.

В чем видятся причины такого положения, складывающегося на рынке юридических услуг? Их несколько, и о них уже неоднократно говорилось в адвокатской прессе.

Первая причина заключается в том, что Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ориентирован на деятельность традиционной адвокатуры и направлен в первую очередь на обеспечение интересов отправления уголовного судопроизводства. Это выражается в установлении индивидуального характера правоотношений между адвокатом и доверителем при оказании последнему квалифицированной юридической помощи; в отсутствии установленных в законе дополнительных гарантий возмещения имущественного вреда доверителю, причиненного адвокатом. До настоящего времени не принят специальный закон об обязательном страховании адвокатом риска своей профессиональной имущественной ответственности.

Такие условия осуществления адвокатской деятельности лишают адвоката конкурентоспособности в борьбе с юридическими фирмами, оказывающими юридические услуги на коммерческой основе. Адвокат-одиночка не привлекателен для крупного бизнеса.

Вторая причина кроется в отсутствии инициативы самих адвокатов в освоении экономического сектора правового поля на рынке юридических услуг (если не принимать во внимание отдельных представителей «бизнес-адвокатуры»). За пять лет адвокатами учреждено только 542 адвокатских бюро, в которых адвокатскую деятельность осуществляет всего 1961 адвокат (3,2 %). А ведь эта форма организационно-правовой деятельности позволяет адвокатам-партнерам объединять свои усилия при оказании квалифицированной юридической помощи, что особенно важно при юридическом сопровождении экономической деятельности предприятий и крупного бизнеса. Однако она не получила широкого распространения. Статистика свидетельствует о том, что адвокаты предпочитают индивидуальную деятельность. Если в 2005 г. в адвокатских кабинетах работало 11 940 адвокатов (20,6 %), то к 2008 г. число адвокатов-кабинетчиков увеличилось до 13 885 (22,6 %). За этот же период количество адвокатов, избравших для своей деятельности адвокатское бюро, увеличилось всего на 0,14 %.

Третья причина, которая представляется наиболее важной, состоит в отсутствии законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Сегодня законодатель к квалифицированной юридической помощи отнес только адвокатскую деятельность, но не определил само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь», не установил, что может быть отнесено к объекту (объектам) квалифицированной юридической помощи и кто, кроме адвокатов, вправе ее оказывать. Поэтому неудивительно, что на рынке оказания юридической помощи (юридических услуг) идет игра без правил для огромной армии юристов-предпринимателей и даже неюристов, желающих заработать на оказании юридической помощи, которую нельзя признать квалифицированной.

Актуальность указанной проблемы значительно возросла в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который позволяет объединиться в одной некоммерческой саморегулируемой организации юридическим фирмам, оказывающим юридические услуги, и юристам-предпринимателям.

В адвокатской среде высказываются опасения, и небезосновательные, что если это случится до принятия соответствующего закона о квалифицированной юридической помощи, то адвокатура на рынке оказания юридических услуг в экономическом секторе получит мощную, организованную и экономически развитую конкурирующую юридическую корпорацию, противостоять которой едва ли сможет. Объективно это может привести к ослаблению адвокатуры, уделом которой останется уголовное судопроизводство.

Есть о чем задуматься.

Юрий САМКОВ,
руководитель Управления по адвокатуре
и адвокатской деятельности
Федеральной палаты адвокатов РФ

"АГ" № 9, 2008

Яндекс.Метрика