×

Много ли в россии рыцарей правосудия?

Мэтры профессии и молодые специалисты обсудили вопросы юридической этики
Материал выпуска № 14 (79) 16-31 июля 2010 года.

МНОГО ЛИ В РОССИИ РЫЦАРЕЙ ПРАВОСУДИЯ?

Мэтры профессии и молодые специалисты обсудили вопросы юридической этики



Этика юриста была одной из тем телемоста «Профессия юриста в современной России», проведенного 2 июля в рамках Первого молодежного юридического форума Ассоциации юристов России в московской студии РИА «Новости».

Комплекс профессиональной пригодности

Общеизвестно, что уровень доверия к представителям юридической профессии со стороны общества крайне низок. Юристов порой считают чуть ли не мошенниками, стремящимися к единственной цели – получить как можно больше денег. А поводы к тому, чтобы в обществе складывалось негативное отношение к юристам, дают они сами.

Первый – непрофессионализм, отсутствие необходимых знаний. Основной путь решения этой проблемы – повышения качества юридического образования, над чем сейчас работают Минобрнауки вместе с АЮР. Однако качество правоприменения зависит и от качества законодательных актов.

Павел Крашенинников, председатель Комитета ГД ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, президент АЮР: «Мы каждый день сталкивается с юридической неграмотностью в Государственной Думе – органе, который занимается законотворчеством. Поэтому для нас очень важно, чтобы в Государственной Думе и в Совете Федерации было больше юристов. Тогда качество законов и, соответственно, качество их исполнения будет выше».

Есть и другой, не менее серьезный повод – многочисленные нарушения этических норм: многие юристы очень мало напоминают безупречных рыцарей правосудия. И чем активнее юридическое сообщество будет бороться с этими нарушениями, тем выше будет доверие и к представителям профессии, и к праву.

Нравственность в профессии юриста играет не меньшую роль, чем объем правовых знаний и умение их применять на практике, – перечисляя основные качества, которыми должен обладать юрист, мэтры профессии подчеркивали ее морально-нравственный аспект.

Мария Сазонова, президент ФНП РФ: «Человек без идеологии, без нравственности не может быть юристом. У юриста должна быть внутренняя потребность защищать истину. Он идет в профессию для того, чтобы верой и правдой, сердцем и душой служить избранному делу. Он должен обладать целым комплексом “профессиональной пригодности” и быть трудоголиком, который до конца жизни продолжает учиться».

Евгений Семеняко, президент ФПА РФ: «Наряду с правом существует не менее важный регулятор человеческих отношений – нравственность, мораль. Наша профессия немыслима без нравственного начала. Самое главное для юриста – убежденность в том, что он должен действовать, основываясь на принципе верховенства права и закона. Говорить о том, что закон превыше всего, несложно, а вот действовать согласно этому принципу, когда на тебя оказывают давление, – очень непростое дело. Поэтому юрист должен иметь мужество, чтобы занимать независимую позицию и отстаивать ее».

Алексей Галоганов, вице-президент ФПА РФ: «Самое страшное для юриста – это разочарование в профессии. Я могу привести пример: замечательный адвокат Георгий Иванович Тумасов, прекрасный человек, настоящий профессионал, бросил адвокатскую практику, потому что его подзащитного осудили на 15 лет за убийство, которого тот не совершал. Юрист должен быть готов к тому, что в жизни часто встречается несправедливость. Ему нужно уметь “держать удар” и бороться до конца».

Честь или кошелек?

Конечно, хотелось бы заменить разделительный союз «или» соединительным «и», а затем превратить вопрос в утверждение. Ведь можно рассуждать так: если юрист честен, то и уровень его дохода выше, потому что со стороны тех, кто обращается к нему за помощью, высоко доверие к его профессиональным качествам.

Но «честь и кошелек» – идеал, недостижимый для подавляющего большинства юристов. Как правило, им приходится становиться перед выбором, причем на чашу весов иногда ложится не кошелек, а нечто более важное.

Алексей Галоганов: «К сожалению, сегодня мы слышали много критики в адрес адвокатов, и, наверное, в ней много справедливого. Возможно, среди адвокатов есть и такие, для кого самое главное – кошелек. Но адвокаты, которые чтят традиции русской присяжной адвокатуры, ставят на первое место честь. Я имею в виду настоящих адвокатов, и в том числе тех, которые несут свой крест (по-другому не скажешь) в “глубинке”, в районных центрах и о том, что такое кошелек, просто не знают».

Николай Кропачёв, ректор СПбГУ, член Президиума АЮР: «Юрист постоянно сталкивается с проблемой выбора. Далеко не каждый имеет достойную зарплату, поэтому, например, перед прокурорами, следователями, нотариусами, милиционерами всегда стоит вопрос о том, что можно получить больше. Но куда более страшная ситуация – когда поступают угрозы в адрес семьи, родителей, детей, и нужно думать не о деньгах, а об ответственности за близких. Юрист оказывается перед выбором и тогда, когда приходится брать на себя ответственность за решение, которое может быть не принято обществом. Юрист должен быть всегда готов сделать выбор, иначе он не сможет состояться в профессии».

Будет ли создан Кодекс юридической этики?

По окончании телемоста дискуссия была продолжена на заседании секции «Профессиональная юридическая этика», состоявшемся в Сенатском зале Конституционного Суда РФ. Одной из самых интересных была тема создания общего Кодекса юридической этики.

Сергей Маврин, заместитель председателя Конституционного Суда: «Поведение юриста влечет серьезные последствия для человека, чьи интересы он представляет. Связь, возникающая между представителями юридических профессий и гражданами, весьма деликатна и строится по определенным правилам. Юрист нередко допускается к таким сведениям, которые составляют частную, тайную жизнь его клиента. Отсюда – и требования, предъявляемые к деловому поведению юристов не только с нормативной, но и с этической точки зрения.

Однако общего Кодекса юридической этики нет. И его создание маловероятно, потому что деятельность юристов многообразна и целесообразнее формулировать нормы поведения, исходя из потребностей определенных юридических профессий. Например, существует Кодекс профессиональной этики адвоката. А Кодекс судейской этики мы считаем одним из важнейших документов нашего сообщества, определяющих этические начала как профессионального, так и внеслужебного поведения, а также деятельность судьи».

Наш корр.

"АГ" № 14, 2010


Яндекс.Метрика