МОСКВА – ТУЛА – ОРЕЛ – БРЯНСК
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков посетили адвокатские палаты трех регионов России
2 августа президент и исполнительный вице-президент ФПА РФ встретились с представителями адвокатуры Тульской области, 3 августа – Орловской и Брянской областей. Главными темами стали вопросы профессиональной этики адвоката, повышения квалификации, участия адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного расследования или суда, взаимодействия адвокатуры с государственными органами и общественными организациями, в том числе экспертная деятельность ФПА РФ.
Во встречах принимали участие президент Тульской областной адвокатской палаты Владимир Калачев, первый вице-президент Тульской областной адвокатской палаты Сергей Прозоров, президент АП Орловской области, заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Сергей Мальфанов, президент АП Брянской области Виктор Новиков, члены Советов и Квалификационных комиссий, руководители ведущих адвокатских образований, адвокаты соответствующих региональных палат.
Тула
На встрече с адвокатами Тульской области речь шла в том числе о проблемах, перечисленных в письме, с которым обратились к президенту ФПА РФ несколько членов Центральной коллегии адвокатов г. Алексина. Они указывают, в частности, на недостаточное законодательное обеспечение профессиональных прав адвокатов, мизерные ставки оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного расследования или суда. По мнению авторов письма, эти факторы снижают авторитет как института адвокатуры в целом, так и адвокатов – независимых профессиональных советников по правовым вопросам. Признавая, что ФПА РФ последовательно и упорно отстаивает интересы адвокатов в сфере оплаты участия в уголовном судопроизводстве по назначению, они спрашивают: готово ли государство прислушаться к позиции адвокатуры?
Президент ФПА РФ сообщил о переговорах, которые Федеральная палата адвокатов РФ ведет с государственными структурами, наделенными правом решать вопрос о размерах ставок адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению. С Минфином России достигнута договоренность о том, что с 2018 г. средства на оплату труда адвокатов будут выделяться в бюджете отдельной строкой, что позволит рационально структурировать их. Но увеличение ставок Минфин обусловливает в том числе переходом на почасовую оплату, тогда как ФПА РФ выдвигает иные предложения.
Переговоры продолжаются, при этом Минфин России связывает решение вопроса о повышении ставок с выполнением Федеральной палатой адвокатов РФ сформулированного им условия – представить полные сводные статистические данные об участии адвокатов в защите по назначению. Поэтому в конечном счете решение вопроса о повышении ставок во многом зависит от того, как налажен учет таких сведений в региональных палатах, то есть от внедрения АС «Адвокатура», содержащей необходимый блок учета.
«Полностью разделяю удручающий тон письма и недоумение по поводу того, какие реальные дополнительные полномочия удалось получить адвокатам после вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2016 г. № 160-ФЗ», – сказал исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, касаясь вопроса о праве адвоката запрашивать сведения, необходимые для оказания юридической помощи.
Он сообщил коллегам, что при разработке проекта этого закона представители ФПА РФ в созданной Минюстом России согласительной комиссии предлагали предусмотреть для адвокатов по их запросам доступ к любой информации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а срок ответа на адвокатский запрос установить в 5–7 дней. Но эти предложения не были приняты, поскольку возобладала позиция силовых структур, представители которых также входили в согласительную комиссию.
Орел
Выступая перед коллегами из АП Орловской области, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко прокомментировал принятые VIII Всероссийским съездом адвокатов поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката. Он особо подчеркнул значение тех изменений и дополнений, которые направлены на укрепление авторитета адвокатуры и доверия к адвокатской корпорации и адвокатам.
В этом отношении важнейшую роль играют новые нормы, конкретизирующие общие положения КПЭА о пределах дисциплинарной ответственности, в частности п. 5 ст. 9 КПЭА, согласно которому адвокат в любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения.
Необходимость введения такой нормы продиктована тем, что подобный подход к применению общих принципов, заложенных в КПЭА, в течение ряда лет применялся в дисциплинарной практике большинства адвокатских палат. Допускавшиеся в некоторых палатах отступления от него нанесли явный ущерб репутации адвокатской корпорации: на мнение об адвокатуре, которое складывается у государства и общества, огромное влияние оказывают случаи, когда адвокат в публичном пространстве ведет себя недостойно, – тем самым он подрывает доверие не только к себе лично, но и ко всем другим адвокатам.
Для укрепления авторитета адвокатуры также очень важна норма п. 2 ст. 25 КПЭА, согласно которой решение Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд лицом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в связи с нарушением процедуры его принятия. При введении в Кодекс этой нормы Съезд исходил из того, что толкование и применение материальных норм КПЭА – прерогатива органов самоуправления адвокатуры как независимой профессиональной корпорации.
По мнению президента ФПА РФ, большое значение для укрепления авторитета адвокатуры имеет также утвержденное Советом ФПА РФ Разъяснение № 02/16 Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросам применения п. 3 ст. 21 КПЭА. Согласно этому документу наличие признаков уголовно-правового деяния или административного правонарушения в поведении адвоката, установленное компетентными органами, само по себе не является обстоятельством, исключающим возможность дисциплинарного производства.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков в своем выступлении сообщил, в частности, о взаимодействии Федеральной палаты адвокатов РФ с Росфинмониторингом по вопросу открытия адвокатами личных кабинетов на сайте этого ведомства.
Андрей Сучков пояснил, что программа, предусматривающая открытие личных кабинетов, создана во исполнение положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ и в соответствии с ратифицированными Россией международно-правовыми актами – Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма и Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
При пользовании личным кабинетом приоритетом для адвокатов должны быть принципы адвокатской профессии, прежде всего принцип сохранения адвокатской тайны, нормы КПЭА и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Исполнительный вице-президент ФПА РФ напомнил коллегам, что личный кабинет открывает доступ к уникальной конфиденциальной информации, которая не может быть получена даже по адвокатскому запросу. К тому же посредством личного кабинета она становится доступной мгновенно, в отличие от ответа на адвокатский запрос, который приходится ждать в течение месяца.
По мнению Андрея Сучкова, сам факт отсутствия личного кабинета не может быть основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Однако он может быть привлечен к ответственности в случае, если при поступлении жалобы на некачественное оказание им юридической помощи выяснится, что он не использовал доступную в личном кабинете информацию, необходимую для анализа правовой ситуации, в которой находился его доверитель, и выстраивания позиции по делу.
Брянск
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко начал свое выступление с сообщения о том, что 3 августа Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал подготовленные им по поручению Президента РФ рекомендации по
реформированию судебной системы. Этот документ был разработан при активном участии Федеральной палаты адвокатов, и в нем учтены многие предложения ФПА РФ.
Юрий Пилипенко напомнил, что в 2016 г. ФПА участвовала в подготовке рекомендаций СПЧ об обеспечении дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности, и в этот документ также были включены предложения ФПА РФ. Впоследствии на основе рекомендаций СПЧ был подготовлен внесенный в Государственную Думу Президентом РФ проект закона об изменениях и дополнениях в УПК РФ, и соответствующий законодательный акт – Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ – действует.
Согласно одной из норм данного закона порядок участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного расследования или суда устанавливается Федеральной палатой адвокатов (такое полномочие ФПА РФ также предусмотрено подписанными 29 июля Президентом РФ поправками в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Отвечая на вопрос об исполнении этого предписания закона, президент ФПА РФ информировал коллег, что в перспективе планируется создание единого центра электронного распределения дел между адвокатами по назначению. Ближайшая задача – введение Временного порядка участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного расследования или суда, который принят за основу Советом ФПА РФ 16 мая в Санкт-Петербурге и будет рассматриваться на заседании Совета в октябре. С учетом существующей в настоящее время специфики регионов этот документ должен предусматривать установление региональных Порядков оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в уголовном судопроизводстве по назначению, общие требования к таким Порядкам, а также возможность применения нескольких систем распределения дел, в том числе электронной.
Президент ФПА РФ сообщил, что взаимодействие с СПЧ при подготовке проектов разрабатываемых им документов является важным направлением экспертной деятельности ФПА РФ, включающей также участие в подготовке законопроектов, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, составление экспертных заключений на законопроекты, направляемые в ФПА РФ из государственных органов для экспертной оценки.
Одним из приоритетных направлений работы ФПА РФ Юрий Пилипенко назвал повышение квалификации, сообщив о том, что по решению Совета ФПА РФ от 16 мая 2017 г. разрабатывается Стандарт повышения квалификации. Рассказывая о концепции этого документа, президент ФПА РФ пояснил, что общее число часов повышения квалификации планируется увеличить и распределить между тремя сферами:
1) подписка на «Новую адвокатскую газету»;
2) участие в вебинарах ФПА РФ;
3) участие в региональных программах повышения квалификации.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков рассказал брянским адвокатам о значении «АГ» в качестве экспертной площадки адвокатуры, где проводятся дискуссии по всем вопросам адвокатской этики и адвокатской практики, анализируются актуальные законопроекты и действующее законодательство. В этом отношении особые возможности предоставляет сайт «АГ», который в настоящее время быстро развивается как информационно-правовой ресурс адвокатуры.
Экспертные мнения, опубликованные на ресурсе advgazeta.ru анализируются советниками ФПА РФ и учитываются при подготовке правовых позиций ФПА РФ, а также предложений относительно проектов документов, в работе над которыми участвуют представители ФПА РФ (они приглашаются, например, в рабочие группы по подготовке проектов постановлений Пленума ВС РФ).
Мария ПЕТЕЛИНА,
главный редактор «АГ»