×

Нотариат и электронное правительство

Перспективы развития электронного документооборота
Материал выпуска № 2 (115) 16-31 января 2012 года.

НОТАРИАТ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Перспективы развития электронного документооборота

Нотариат

В 2012 г. российские власти намерены повысить эффективность государственных услуг, оказываемых в электронном виде, до такой степени, что без посредника между органами исполнительной власти и обществом просто не обойтись. Далеко не все россияне в ближайшее время получат доступ в интернет, а владельцами собственной электронной подписи по-прежнему будут единицы. Поэтому гражданам, которые не могут лично явиться на прием во властные структуры, придется обращаться к нотариусам, большинство из которых уже получили электронную подпись. А во всемирную паутину уже попали 94 % из семи с половиной тысяч российских нотариусов.

На пресс-конференции, посвященной функционированию нотариата в информационном обществе, было официально заявлено, что с 2012 г. отечественный нотариат станет полноправным участником единой Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая уже работает, но в тестовом режиме. А для того, чтобы граждане могли попросить нотариуса запросить прямо со своего компьютера необходимые справки и документы из различных министерств и ведомств, нужно серьезно обновить правовую базу. Действия нотариуса станут легитимными, а его запросы – обязательными для государственных служб лишь после принятия как минимум двух федеральных законов: «О нотариате и нотариальной деятельности» и «Об установлении правового режима электронного документа и обеспечении его юридической значимости».

В ходе пресс-конференции представители Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты (ФНП) пояснили, что СМЭВ является ключевым элементом так называемого «электронного правительства РФ». Система, в частности, позволяет в случае наличия у нотариуса электронной подписи и соответствующих нормативно-правовых полномочий, получать доступ к информации из электронных хранилищ и баз данных органов государственной власти.

Таким образом, ФНП – первая некоммерческая организация, представленная на едином портале госуслуг. Притом, что развивать систему электронного взаимодействия и документооборота нотариат стал сравнительно недавно, чуть более двух лет назад. В марте 2010 г. при ФНП был создан «Центр инноваций и информационных технологий», чьей основной задачей стало формирование и развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры нотариата России. В сферу деятельности Центра также вошли: разработка мер по информационной безопасности в связи с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в нотариальной деятельности и взаимодействия нотариата России с органами государственной власти, направленного на повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг.

Силами Центра инноваций и информационных технологий был создан Удостоверяющий центр нотариата России. Задачей Удостоверяющего центра, начавшего свою работу также в 2010 г., является обеспечение средствами электронной подписи российских нотариусов. За 2011 г. электронную подпись получили 4381 нотариус и 1182 исполняющих обязанности нотариусов России в 53 нотариальных палатах субъектов РФ. А это, как мы уже отмечали, больше половины всех представителей нотариального сообщества. Сформировано единое пространство доверия между удостоверяющим центром нотариата России и удостоверяющим центрами Федеральной налоговой службы, ГНИВЦ ФНС, Росреестра.

В апреле 2011 г. на основе соглашения между ФНП и ФНС в Москве прошел эксперимент по передаче данных в электронном виде в налоговые органы, для последующей регистрации изменений в учетной записи юридического лица. А 30 августа между ФНП и Сбербанком России подписано соглашение о взаимном электронном документообороте с использованием электронной подписи нотариуса. Договор предусматривает безбумажный обмен данными между нотариусами и отделениями банка, по вопросам, связанным с наследованием денежных средств. Благодаря этим соглашениям, пусть в порядке эксперимента, но уже сегодня часть нотариусов может оперативно получить выписки из ЕГРЮЛ, подать документы на регистрацию юридического лица, получить справки о вкладах в Сбербанке, имевшихся у наследодателя.

Кроме того, активно развиваются электронные связи между самими нотариусами и нотариальными палатами регионов. В настоящее время в России действует Единая информационная система нотариата (ЕИС), которой к сегодняшнему дню пользуется 94 % из 7560 нотариусов страны. Сегодня в ЕИС содержится 18 миллионов записей о бланках единого образца, по которым можно проверить подлинность нотариального документа и вид нотариального действия, 12 миллионов объявлений о розыске завещаний, 4,8 миллиона записей о ведении наследственных дел, 544 тысячи записей об арестах и запрещениях и 151 тысячи – об отмененных доверенностях.

С января 2011 г. в ЕИС учитываются все защищенные бланки единого образца, используемые нотариусами для совершения ряда нотариальных действий. Информация о бланках, полученных нотариальной палатой от производителя, выданных нотариусам или возвращенных ими, а также утраченных, использованных нотариусами для изготовления нотариальных документов, автоматически поступает в единую информационную систему. В перспективе логика построения этого сервиса может быть взята за основу и при создании Единого электронного реестра нотариальных действий.

ЕИС нотариата России обеспечивает сервис розыска завещаний, удостоверенных нотариусами. Он позволяет получать информацию о волеизъявлениях граждан, выраженных как в настоящее время, так и хранящихся в архивах государственных нотариальных контор с 1980 г.

И в эту базу данных смогут получить доступ те государственные структуры, которые имеют на это право. Таким образом, связь между ведомствами и нотариатом станет взаимовыгодной и направленной на то, чтобы оперативно и качественно защитить права и законные интересы граждан.

Почему именно нотариат является самым оптимальным посредником между простыми людьми и государственной машиной? Потому что он, по словам советника министра юстиции РФ Елены Борисенко, является первой некоммерческой организацией страны, которая еще два года назад создала специальный удостоверяющий центр, позволяющий самим нотариусам, в частности, работать с помощью средств электронной подписи, обеспечивая стабильность гражданского оборота и законность сделок.

Проект закона о правовом режиме электронного документа, по словам Борисенко, может быть внесен в Правительство РФ до 1 февраля 2012 г. А затем этот законопроект будет внесен в Государственную Думу.

«Пока не будут приняты новые законы, нам стоит подготовиться технологически, решить сразу целый комплекс проблем, – заявила Президент ФНП Мария Сазонова. – Использование современных технических средств позволит клиентам нотариальных контор, не имеющим собственной электронной подписи, при содействии нотариуса гораздо быстрее получать по запросам нужные документы из других ведомств».

Однако для этого, по словам главы ФНП, следует «психологически реализовать стремление каждого нотариуса перейти к новым методам дистанционной работы, обучить ей. А с теми нотариусами, кто не собирается учиться новому, не знает, как подойти к компьютеру, как его включить, надо расставаться».

Возможно, оказывать юридические услуги населению, используя при этом современные средства телекоммуникации и электронный документооборот, смогут не только нотариусы. Почему бы, например, не использовать для этого адвокатский корпус, заметно превосходящий числом нотариальную корпорацию, или корпоративных юристов, работающих с юридическими лицами?

На эти прозвучавшие из зала вопросы Елена Борисенко дала исчерпывающий ответ. Сегодня, по ее словам, только нотариусы вправе и в состоянии выполнять публично-правовые функции, возложенные на них государством. Нотариус не только готовит документы и собирает справки и затем удостоверяет их своей печатью, он еще проверяет дееспособность своего клиента и законность совершаемых им действий. Для того, чтобы получить всю необходимую информацию, нотариусу просто необходимо иметь доступ и в «закрытые» базы данных. Например, если возникли сомнения в подлинности паспорта гражданина или его психическом здоровье. Возможно, со временем часть государственных услуг смогут оказывать и другие юристы, но не в ближайшие годы. А некоторые из перечисленных выше функций навсегда останутся прерогативой нотариата.

Константин КАТАНЯН,
главный редактор журнала «Нотариальный вестникъ»

 Фоторепортаж