×

О милиции, полиции и законе

Органы милиции, не имея права на изъятие документов предприятия, просто их отобрали
Материал выпуска № 1 (90) 1-15 января 2011 года.

О МИЛИЦИИ, ПОЛИЦИИ И ЗАКОНЕ

Органы милиции, не имея права на изъятие документов предприятия, просто их отобрали

Несмотря на то что в отношении предприятия не было возбуждено уголовного дела, а законы «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривают права милиции изымать документы предприятия, Управление внутренних дел по Хабаровскому краю своими постановлениями изъяло документы и часть имущества предприятия, полностью парализовав его деятельность.

Постановлениями № 67 от 24 марта 2010 г. и № 92 от 20 апреля 2010 г. Управление внутренних дел по Хабаровскому краю изъяло у МУП г. Хабаровска по обеспечению топливом населения, предприятий, учреждений и организаций следующие документы и имущество: учредительные, кадровые, бухгалтерские документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность МУП, движение денежных средств по расчетному счету, и кассы, печати, штампы и другие предметы. Изъятие осуществлено незаконно, с нарушением существующих правил и повлекло для МУП серьезные правовые последствия.

Ложное основание для изъятия

Возможность изъятия документов у организации ранее предусматривалась п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции». Однако Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ эта норма отменена, и по действующему теперь закону милиция не имеет права изымать у организации документы (кроме как по основаниям, предусмотренным УПК РФ, по возбужденному уголовному делу).

УВД по Хабаровскому краю применило очевидно ложное основание со ссылкой на ст. 6, 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которые не предусматривают право и возможность для изъятия документов у организации.

Так, в п. 8 ст. 6 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на которую сделана ссылка в оспариваемых постановлениях № 67 и № 92, указано на проведение при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, когда по п. 1 ст. 15 этого федерального закона возможно изъятие документов.

Однако таковое допускается только в связи с обследованием указанных объектов и лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, чего в данном случае не имеется и по обстоятельствам дела быть не может.

УВД по Хабаровскому краю сами помещение и здание как таковые не обследовало, и необходимости в этом не было. Сотрудники милиции фактически производили не обследование, а проверку организации для отыскания в ней несуществующих признаков состава уголовного преступления, что не дает им права на изъятие документов.

Обследование же самой организации законом не предусмотрено и фактически не проводилось, поэтому и никаких оснований для изъятия документов нет. Но если бы они даже и были, то и в этом случае УВД по Хабаровскому краю допустило прямое нарушение закона.

Не изъятие, а отторжение

Дело в том, что в случае изъятия документов (ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») должностное лицо, осуществившее изъятие, должно составить протокол по правилам уголовно-процессуального законодательства РФ (ст. 166 УПК РФ).

Однако по данному изъятию протоколы не составлялись, а оформлены лишь какие-то акты (протоколы), которые нормами УПК РФ не предусмотрены, поскольку в законе такого процессуального действия, как составление актов (протоколов) не существует, с учетом чего следует, что правила ст. 166, 183 УПК РФ нарушены.

Самым главным нарушением, допущенным УВД по Хабаровскому краю, является нарушение ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой при изъятии документов, с них должны изготавливаться их копии, которые затем заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого они изымаются, о чем делается запись в протоколе.

В данном же случае УВД по Хабаровскому краю изъяло огромное количество документов, но ни одна копия с них не снята, не заверена и не передана организации, и в актах (протоколах) снятие копий не зафиксировано. В фиктивных актах-протоколах милиции обозначены не сами изъятые документы, а лишь папки, где они находились. Какие конкретно документы оказались изъятыми, какого содержания, за чьими подписями и печатями – осталось вообще неизвестным!

По существу, произошло не изъятие, а отбирание документов, без какого-либо документального оформления процедуры.

О соблюдении закона

Изъятие по закону означает лишение организации документов, поэтому может производиться по ст. 183 УПК РФ только после возбуждения уголовного дела, когда документы приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств, однако и в этом случае с них должны быть сняты копии и переданы организации.

В данном же случае уголовного дела нет, и поэтому изъятие незаконно.

Оспариваемыми актами милиции МУП г. Хабаровска по обеспечению топливом населения, предприятий, учреждений и организаций причинены чрезвычайно серьезные последствия, так как УВД забрало у организации практически все документы, касающиеся работы, без которых ее деятельность оказалась парализованной.

Поскольку документы не описаны и копии с них не сняты, это означает, что с ними можно теперь делать все что угодно – изменять, повреждать, уничтожать и т.д., что является открытым нарушением закона и прав организации, закрепленных в ст. 35 Конституции РФ.

Автор в защиту законных прав предприятия обратился в Арбитражный суд Хабаровского края в порядке гл. 24 АПК РФ. Решением суда от 30 июля 2010 г. по делу № А73-5991/2010 признаны недействительными постановление № 67 от 24 марта 2010 г. и постановление № 92 от 20 апреля 2010 г. Управления внутренних дел по Хабаровскому краю «О проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий» в части изъятия документов.

Шестой арбитражный апелляционный суд постановлением от 12 октября 2010 г. № 06 АП-4174/2010 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 июля 2010 г. по делу № А73-5991/2010 оставил без изменения.

Автор отмечает, что десятки подобных постановлений УВД по Хабаровскому краю незаконно и необоснованно положены в обоснование возбужденных уголовных дел. Хорошо бы соблюдать закон во все времена, независимо от названия правоохранительного органа.


Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4174/2010

12 октября 2010 года            г. Хабаровск
(Извлечения)

<…> Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска по обеспечению топливом населения, предприятий, учреждений и организаций (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения (л.д. 132–133), о признании недействительными постановлений Управления внутренних дел по Хабаровскому краю (далее – Управление) от 24 марта 2010 г № 67 и от 20 апреля 2010 г. № 92 о проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, обязании предоставить заверенные копии изъятых по указанным постановлениям документов, а также возвратить 10 папок документов под порядковыми номерами с 83 по 92.

Требования мотивированы несоответствием оспариваемых постановлений Федеральному закону от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и статье 35 Конституции РФ. <…>

В соответствии со ст. 2, п. 16 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» на милицию возложен ряд задач, в том числе предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, для выполнения которых предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 настоящего федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В этой же норме закона прописан порядок изъятия документов.

Арбитражный суд первой инстанции, признавая вышеуказанные постановления в части изъятия документов недействительными, исходил из положения ст. 1, 6, 7, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и, учитывая положения ст. 35 Конституции РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; изъятие может быть произведено только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России.

Поскольку доказательств возникновения указанных обстоятельств Управлением не представлено, арбитражный суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, удовлетворил требование заявителя по делу. <…>

Решение от 30 июля 2010 г. по делу № А73-5591/2010 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления внутренних дел по Хабаровскому краю и заместителя прокурора Хабаровского края – без удовлетворения. <…>



Анатолий ТОРШИН,
заведующий филиалом
«Адвокатская консультация № 129»
МРКА (г. Хабаровск)

"АГ" № 1, 2011