×

Под пятой

Юридическая профессия в Польше: текущие проблемы
Материал выпуска № 7 (24) 1-15 апреля 2008 года.

ПОД ПЯТОЙ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ В ПОЛЬШЕ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Осенью прошлого года в Польше прошли парламентские выборы, в результате которых к власти пришла новая партия и правительство возглавил новый премьер-министр Дональд Туск. Однако предыдущее правительство оставило своим преемникам наследие в виде идей, касающихся реформирования юридической профессии. Изменения планировалось проводить в трех основных направлениях: создание новой юридической профессии, установление фиксированных максимальных ставок за оказание юридических услуг и реформирование процедур дисциплинарного производства в адвокатском сообществе.

Все эти идеи вызвали беспокойство в юридической среде. Адвокаты озабочены законопроектом, который лишает органы сообщества дисциплинарных полномочий и передает эти полномочия государственным обвинителям. Такое решение, по мнению представителей адвокатской общественности, подрывает идею саморегулирования профессии. Согласно предложенному законопроекту проблемы этики должны будут решаться общими судами и даже Верховным Судом. Суды будут принимать решения не на основе положений закона, а на основе кодексов этики, которые ни в коем случае не имеют характера закона. Кандидатуру дисциплинарного представителя будет предлагать генеральный прокурор, который в Польше также выполняет функцию министра юстиции, а назначение будет производить первый председатель Верховного Суда.

Отмечая очевидную политическую подоплеку планируемых нововведений, польские адвокаты задаются еще таким вопросом: какие законы могли бы послужить основанием для вынесения решений по дисциплинарным делам? Если подобные изменения будут приняты, то возникнет необходимость подготовки судебных решений, комментариев, интерпретации правил норм поведения. Естественно, все это возможно сделать и, если возникнет необходимость, польские адвокаты будут готовы предложить такие толкования. Однако встает вполне законный и правомерный вопрос: почему нельзя оставить дисциплинарные разбирательства первой инстанции, то есть самому адвокатскому сообществу, как во всех государствах – членах Европейского союза? В любом случае решение подобных вопросов не должно входить в компетенцию государственного функционера – прокурора. Это создает опасную тенденцию и не имеет и никогда не получит одобрения польских адвокатов.

Вторая идея правительства заключается в разработке законопроекта о правовых лицензиях: любой человек с базовым юридическим образованием, который получит такую лицензию, будет иметь право оказывать юридические услуги в тех же самых пределах, что и адвокаты (advocates) и юрисконсульты (legal advisers). Создание новой профессии (legal consultants) с более широкой компетенцией, чем у юрисконсультов, которые не могут действовать как защитники в уголовных делах и в делах о налоговых преступлениях, является угрозой правопорядку в Республике Польше. Это лишает адвокатов влияния на доступ к профессии, и, что наиболее важно, подобная идея не соответствует решениям Конституционного трибунала (Конституционный суд). Сейчас выдвигается аргумент, что подобная мера поможет улучшить доступ к юридическим услугам, однако этот аргумент является неприемлемым.
Конечно, Конституционный трибунал не запретил представителям новой профессии оказывать юридические услуги, но это не означает, что следует разрабатывать законопроект, дающий им те же полномочия, что и представителям адвокатуры и при этом не устанавливающий для них требований, аналогичных тем, которые применяются к адвокатам. Принятие законодателем таких решений свело бы на нет действие профессиональной этики и, соответственно, дисциплинарную ответственность. Новая профессия стала бы свободной от строгих требований, предъявляемых к профессии адвоката, которая имеет доверие в обществе.

«Тот факт, что представители новой профессии без опыта или профессиональной подготовки (стажировки) имели бы более широкую компетенцию, чем те же юрисконсульты, сам по себе нелогичен. В настоящее время люди, имеющие юридическое образование, могут оказывать юридические услуги, даже решения Конституционного трибунала не подвергают это сомнению, однако должна существовать непреодолимая граница, разделяющая профессии. И такой границей должен быть порог зала судебного заседания. Устанавливаемое законопроектом лишение возможности управлять качеством юридических услуг и контролировать соблюдение кодекса профессиональной этики – шаг назад, который приведет к снижению качества юридических услуг», – так считает Матей Бобрович, президент Совета юрисконсультов Польши.

В то же время Министерство юстиции объявило, что оно не позволит новой профессиональной группе создавать свой орган самоуправления, а это означает, что регулировать новую профессию никто не будет. Один из аргументов, которым власти хотят оправдать идею подобной реформы, – это существование определенных проблем с доступом к юридическим услугам в Польше, особенно с доступом неимущих слоев населения.

Организация доступа малоимущих граждан к правосудию является одним из государственных обязательств. Польское правительство два года назад обещало ввести инструкции, которые облегчат доступ к правосудию людей с низким уровнем дохода. Был даже разработан законопроект, поддержанный польской адвокатурой. Но с тех пор ничего не было сделано в этом направлении. Польские адвокаты считают это доказательством того, что Министерство юстиции имело целью не достигнуть решения данной проблемы, а подобными законопроектами спровоцировать конфликт в юридическом сообществе.

Еще одной инновацией, предложенной предыдущим польским правительством, стала идея о навязывании фиксированной максимальной ставки за оказание юридических услуг. Представители юридического сообщества отнеслись к подобной идее резко отрицательно. По их мнению, введение фиксированных максимальных ставок относится к временам, которые давно ушли и которые никогда не должны возвращаться. В связи с этим польские коллеги задаются вполне правомерным вопросом: какое право имеет власть вмешиваться в эту сферу? Если кто-то говорит юристу или адвокату, что в оплату своей работы он не должен запрашивать больше, чем позволило какое-то официальное государственное лицо, то хотелось бы знать почему. Если государство, которое много говорит о необходимости обеспечения для своих граждан доступа к юридическим услугам и все еще не представило комплексного решения по этому вопросу, пытается при этом определять оплату на иррациональном уровне, это ведет к разрушению юридического рынка. Подобное положение дел представители юридического сообщества Польши принять не могут.

Международная общественность также обеспокоена подобными идеями и предложениями законопроектов, которые ограничивают независимость адвокатов. В настоящее время польские коллеги ожидают от нового правительства противоположных подходов к решению проблем. Есть надежда, что в новой политической действительности и Министерство юстиции Республики Польша не будет продолжать «проталкивать» подобные решения. Польские адвокаты уверены, что новые власти согласятся на диалог и обмен мнениями и совместно они смогут найти правильные решения.

Анастасия ПОТАПОВА,
Советник президента ФПА РФ
по международным вопросам

"АГ" № 7, 2008

Яндекс.Метрика