×

Тариф «подсудный»

«АГ» расспросила юриста Татьяны Васильевой о том, как «Тариф “Новогодний”» оказался в центре судебного разбирательства
Материал выпуска № 18 (83) 16-30 сентября 2010 года.

ТАРИФ «ПОДСУДНЫЙ»

«АГ» расспросила юриста Татьяны Васильевой о том, как «Тариф “Новогодний”» оказался в центре судебного разбирательства



В Москве ведется масштабное судебное разбирательство по искам народной артистки России Татьяны Васильевой о защите имущественных и личных неимущественных смежных прав. Ответчиками выступают ведущие российские телекомпании и оператор сотовой связи МТС.

Поводом для исков, пять из которых сейчас находятся в Арбитражном суде г. Москвы, а два в Девятом арбитражном апелляционном суде, Замоскворецком районном суде г. Москвы и в Конституционном Суде, стал рекламный ролик компании МТС «Тариф “Новогодний”» с участием Васильевой. В качестве ответчиков по делу выступают монстры отечественного телевещания – Первый канал, НТВ, ТВЦ, ТНТ и ВГТРК.

В конце 2008 г. кинокомпания «Телесто», которая выступает третьим лицом в деле Васильевой, выпустила в прокат фильм и одновременно компания МТС продюсерская фирма «Профит», которая сделала ролик для МТС, одновременно выпустили в прокат фильм и рекламный ролик.

Реклама тарифа с использованием кадров из фильма с ее участием возмутила актрису – согласия на съемку в рекламном ролике, который запустила компания МТС, она не давала. Юрист актрисы, представляющий сейчас в суде ее интересы, Игорь Лабутичев (Юридическое кинематографическое агентство) направил в адрес телеканалов телеграммы с требованием приостановить показ. Однако ролики продолжали транслироваться, хотя в некоторых из них кадры с участием Васильевой вырезали.

Прежде чем обращаться в суд Татьяна Васильева предложила продюсерской фирме и компании МТС оплатить ей гонорар так, как если бы она снималась в рекламном ролике. Последовал отказ, и актриса подала в суд иск, в котором просила признать свое право на имя, т.е. при любом использовании ее исполнения и изображения указывать имя и название роли, а также опубликовать решение суда о допущенном нарушении в том же формате, в котором транслировалась реклама. Надо заметить, что реклама шла в прайм-тайм, ролик «Тариф “Новогодний”» на пяти каналах был показан 1466 раз. Кроме того, эта же реклама транслировалась в маршрутных такси города, поэтому артистка потребовала привлечь к ответственности и ООО «Редакция “Маршрут-ТВ”».

Ответчики подкрепляли свою позицию договором, который якобы был заключен между актрисой и продюсерской компанией, и актом, который актриса якобы подписала. После проведения почерковедческой экспертизы выяснилось, что подпись Васильевой на акте фальшивая и документ был изъят из материалов дела. Что касается договора, то его Игорь Лабутичев оспаривает, утверждая, что Васильева «подписала только последнюю страницу. В настоящем договоре, второй экземпляр которого актрисе так и не отдали, не было пункта о передаче исключительных прав. Более того, договор, представленный в суд, содержит пункт, обязывающий указывать имя актрисы, так что даже поддельный договор ответчики не выполнили», – говорит Лабутичев.

В иске Замоскворецкий районный суд Москвы Васильевой отказал, но в апреле 2010 г. Мосгорсуд вернул дело на новое рассмотрение. На вопрос, есть ли шанс на успех в новом рассмотрении дела, Игорь Лабутичев отвечает: «При прочих равных, шанс у нас есть, если только суд не решит, что исключительные права могут возникнуть до появления объекта права». (А если учесть, что недавно Ростовский областной суд не увидел ничего неприличного в обращении к адвокату со словами «урод» и «козёл» «АГ» № 16 (081) 2010, то решение Замоскворецкого суда спрогнозировать затруднительно).

В ходе судебного разбирательства представитель Васильевой дважды подавал ходатайства об отводе судей Каштановой и Мусимович и дважды получал отказ. После этого Игорь Лабутичев решил подать заявление в Конституционный Суд с просьбой проверить конституционность нормы ГПК РФ о порядке разрешения заявлений об отводе судьи в судах общей юрисдикции. Не соответствующим Конституции считают норму, закрепленную п. 2 ст. 20 ГПК, касающуюся правила рассмотрения вопроса об отводе тем же судьей, который единолично рассматривает гражданское дело, что противоречит общеправовому принципу «никто не может быть судьей в своем деле». При этом в случае коллегиального рассмотрения гражданского дела «вопрос об отводе судьи разрешается этим же составом суда в отсутствие отводимого судьи», – говорится в заявлении Васильевой. Игорь Лабутичев называет эту норму ГПК «мертвой» и отмечает ее несоответствие статьям 19, 45 и 55 Конституции. «Если основания для отвода имеются и судья их осознает, то он должен заявить самоотвод, если же судья таких оснований не усматривает, то никакие доводы стороны по делу его не убедят», – считает Лабутичев.

Защищая свои имущественные права, Васильева требует взыскать с ОАО «Первый канал» 28,4 тысячи рублей, ЗАО «НТВ» – 39,8 тысячи рублей, ОАО «ТВ Центр» – 8,4 тысячи рублей, ФГУП «ВГТРК» – 23,7 тысячи рублей, ОАО «ТНТ-Телесеть» – 46 тысяч рублей. Все эти иски, поданные в Арбитражный суд Москвы от ИП Татьяны Васильевой, находятся на начальной стадии рассмотрения, и только один из них – к ТВЦ сейчас рассматривается в Девятом апелляционном арбитражном суде, где корреспондент «АГ» встретилась с Игорем Лабутичевым. Юрист процитировал мотивировку, которой руководствовалась судья Арбитражного суда, отказавшая Васильевой в иске:

«Использование в рекламном ролике фрагмента художественного фильма “Тариф “Новогодний” не может нарушать права истца на исполнение роли “Фея”, поскольку эти права ей не принадлежат. Вышеуказанные права были отчуждены по договору ООО “Кинокомпания Телесто”, а ООО “Кинокомпания Телесто” в свою очередь передало эти права ООО “Продюсерская фирма Игоря Тостунова”, которое является изготовителем рекламного ролика».

Народная артистка России говорит, что в суде отстаивает не только свои авторские права. «Если сейчас это не остановить, то «Профит» и ему подобные с удовольствием и большой коммерческой выгодой «распотрошит» фильмы на рекламные ролики (постеры и т.д.) без согласия актеров. Проиграю я – проиграют все актеры (живые и мертвые). Всех нас будут использовать в рекламе чего угодно и как угодно, а то, что произошло со мной, окажется невинной шалостью» – говорится в пресс-релизе Татьяны Васильевой.

Марина САМАРИ

"АГ" № 18, 2010

Яндекс.Метрика