×

Видит око, да зуб неймет

При обсуждении проекта федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи» Федеральная палата адвокатов предложила расширить полномочия субъектов РФ, предоставив им право устанавливать дополнительные категории граждан, которым помощь должна быть оказана бесплатно, и дополнительные виды этой помощи.
Материал выпуска № 10 (51) 16-31 мая 2009 года.

ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

При обсуждении проекта федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи» Федеральная палата адвокатов предложила расширить полномочия субъектов РФ, предоставив им право устанавливать дополнительные категории граждан, которым помощь должна быть оказана бесплатно, и дополнительные виды этой помощи.

Предложение ФПА основано на анализе информации, поступающей из субъектов Федерации. В настоящее время в ряде регионов, где выделяются бюджетные средства на компенсацию расходов адвокатов по оказанию бесплатной помощи, освоить эти средства в полном объеме не удается.

В частности, в Тамбовской области в соответствии с законом о бюджете на 2008 г., 2009–2010 гг. были выделены средства на реализацию социального заказа Тамбовской области по бесплатной юридической помощи для малообеспеченных категорий граждан. Однако расходы адвокатов в связи с оказанием бесплатной юридической помощи не компенсировались ни в прошлом, ни в этом году. Основными причинами являются сложная процедура получения этой помощи и определенный региональным законом порядок оплаты труда адвокатов.

Закон Тамбовской области «О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области» предусматривает, что компенсация расходов на юридическую помощь, оказанную адвокатами бесплатно, может производиться лишь на основании документов, перечень которых установлен этим Законом. При этом обязанность истребовать документы у граждан возложена на адвокатов, что является серьезной проблемой, так как граждане в большинстве случаев не представляют все указанные в перечне справки.

Адвокатская палата обратилась к Администрации Тамбовской области с предложением упростить эту процедуру, чтобы, с одной стороны, облегчить малообеспеченным гражданам доступ к бесплатной помощи, а с другой – дать адвокатам реальную возможность получать плату за труд. В настоящее время Администрация рассматривает предложение Адвокатской палаты.

В Красноярском крае в 2008 г. адвокатам также не выплачивались из бюджета деньги за оказание помощи малоимущим гражданам. Закон Красноярского края «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Красноярского края» действует с 2005 г., и в бюджете края ежегодно предусматриваются средства на его реализацию (так, на 2005 г. было выделено 1,5 млн руб.). Однако эта статья расходных обязательств субъекта РФ год от года уменьшается, так как средства остаются невостребованными по следующим причинам: 1) слишком узок перечень категорий дел, по которым может быть оказана бесплатная помощь (региональный закон фактически дублирует содержание ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»); 2) чересчур сложен порядок получения гражданами документов, подтверждающих право претендовать на бесплатную помощь. В результате доступ к получению бесплатной юридической помощи в Красноярском крае для граждан по существу закрыт.

В Нижегородской области в 2008 г. на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи в порядке ст. 26 Закона об адвокатуре и во исполнение Закона Нижегородской области «О порядке оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно» было выделено 1100000 рублей. Но выплачено адвокатам лишь 96098 рублей – менее чем одиннадцатая часть этой суммы!

Первая причина в том, что многие малообеспеченные граждане не подпадают под перечень лиц, имеющих в силу ст. 26 Закона об адвокатуре право на бесплатную юридическую помощь, так как их доход незначительно (иногда лишь на несколько рублей) превышает величину установленного в Нижегородской области прожиточного минимума. Например, доход пенсионеров после увеличения минимального размера пенсии превысил величину прожиточного минимума, хотя очевидно, что их нельзя отнести к категории обеспеченных граждан. Вторая причина – невостребованность видов юридической помощи, указанных в ст. 26 Закона об адвокатуре.

Решить проблему можно путем установления в федеральном законе перечня социально незащищенных категорий граждан, которым юридическая помощь должна предоставляться бесплатно, вне зависимости от соотношения среднедушевого дохода их семей и величины прожиточного минимума. Такой перечень предусмотрен в проекте федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Законопроект содержит правовую норму, в соответствии с которой субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать и финансировать собственные программы бесплатной юридической помощи. Таким образом, после вступления в силу федерального закона будет легализована существующая в настоящее время в ряде субъектов РФ практика создания региональных программ субсидируемой юридической помощи.

Например, в Нижегородской области адвокаты оказывают бесплатную помощь за рамками ст. 26 Закона об адвокатуре и Закона о порядке оказания юридической помощи бесплатно. В соответствии с Законом «Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно» расширен перечень категорий граждан, которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Помимо категорий, указанных в ст. 26 Закона об адвокатуре, в него включены: 1) члены семей, имеющих трех и более детей; 2) граждане, награжденные знаками «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»; 3) одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, а также другие лица, воспитывающие указанных детей без матери; 4) опекуны (попечители) несовершеннолетних детей; 5) неработающие пенсионеры, являющимся получателями трудовых пенсий по старости.

"АГ" № 10, 2009