Комментируя 27 сентября информацию о том, что председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников внес в Государственную Думу проект закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», я обратил внимание на два момента.
Первый: налицо конфликт интересов – использование полномочий руководителя профильного комитета Государственной Думы РФ в интересах возглавляемой им же общественной организации, что недопустимо.
Второй: законодательная инициатива противоречит Государственной программе «Юстиция» и разработанной Минюстом России концепции реформирования рынка квалифицированной юридической помощи. Наличие этого противоречия подтверждается в том числе и опубликованным на сайте АЮР утром 27 сентября материалом – официальным пресс-релизом с комментарием председателя правления этой организации Владимира Груздева.
Пресс-служба АЮР сообщила, что законопроект предполагает «аттестацию юристов в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование» и что именно АЮР «будет осуществлять допуск к профессии юристов».
«Есть неоспоримый плюс в том, – прокомментировал это сообщение Владимир Груздев, – что деятельность юристов в России будет регулироваться общероссийской общественной организацией граждан, которые имеют юридическое образование». По его словам, ранее высказывалась идея «принятия отдельного законодательного акта, согласно которому Ассоциация юристов России может стать органом, осуществляющим допуск к профессии. Для российских и иностранных юристов и юридических компаний допуск к профессии будет введен в обязательном порядке».
А вечером 27 сентября появился третий повод задуматься о намерениях Ассоциации юристов России: пресс-служба АЮР сделала поправку к заявлению Владимира Груздева, сообщив о том, что к судебному представительству в России будут допускаться иностранные юристы и зарубежные адвокаты.
Если это действительные намерения АЮР, то ситуация с законопроектом Павла Крашенинникова «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» еще хуже, чем это виделось ранее.
В современном мире сложилось устойчивое правило, когда каждое государство допускает к судебному представительству только своих национальных адвокатов или юристов. Поскольку участие в процедуре отправления правосудия напрямую затрагивает государственные интересы, такой протекционизм вполне уместен и объясним. Аналогичной позиции до настоящего времени придерживается Россия. Зарубежные адвокаты, желающие практиковать на территории нашей страны, подлежат регистрации в специальном реестре Министерства юстиции РФ и могут оказывать юридическую помощь лишь по вопросам права своего государства. Доступ в российские суды по вопросам применения российского права им закрыт.
Намерения АЮР устроить «день открытых дверей» для иностранных юристов и адвокатов, допустив их к судебному представительству в российских судах, противоречат государственным интересам нашей страны, более того, отрицательно скажутся на национальной безопасности России.
Остается лишь надеяться, что это всего лишь непродуманная позиция, от которой не поздно отказаться, а не целенаправленная акция.