×
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Адвокат АП г. Москвы

В ходе дискуссии на прошедшей на днях XIII ежегодной научно-практической конференции «Адвокатура. Государство. Общество» высказан тезис о несоответствии программ судебного инвестирования Разъяснениям Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам от 13.09.2018 № 04/18 «По вопросу использования адвокатами механизма краудфандинга». Аналогичный упрек сделан в адрес создаваемых адвокатских фондов, использующих механизм краудфандинга.

Полагаю указанные тезисы ошибочными и требующими пояснения, хотя бы в рамках заметки или дискуссии. При этом если в отношении судебного инвестирования обозначенные высказывания являются неверными, то касательно адвокатских фондов есть нюансы.

Читайте также
Краудфандинг для оплаты услуг адвоката не противоречит этическим нормам
Однако использование этого механизма неприемлемо для адвоката лично – сбор средств допустим самим доверителем или третьими лицами и организациями в его интересах
20 сентября 2018 Новости

Напомню, что в соответствии с Разъяснениями КЭС под краудфандингом (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») применительно к адвокатской деятельности понимается механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи.

Комиссия в Разъяснении пришла к заключению о неприемлемости в деятельности адвоката самостоятельного (т.е. сделанного лично адвокатом) обращения через СМИ и (или) интернет, в том числе посредством профильных интернет-ресурсов и социальных сетей, к неопределенному кругу лиц с предложением о внесении денежных средств в счет оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с оказанием им юридической помощи.

Довод о невозможности для адвоката участвовать в программах судебного инвестирования неверен по определению, поскольку механизм судебного инвестирования вообще не содержит в себе метода краудфандинга. Общая модель судебного инвестирования такова: организация, реализующая механизм судебного инвестирования, имеет базу данных об инвесторах, заинтересованных в финансировании судебных процессов, и адвокатах (юристах), желающих быть судебными представителями по определенным категориям дел. При обращении лица – участника спора, не имеющего средств на оплату судебных расходов, организация проводит экспертизу перспектив судебного дела, подбирает инвестора и адвоката-представителя, после чего заключает соглашение с выбранным представителем в пользу стороны в деле либо подписывается трехстороннее соглашение между ними. Договор между организатором и инвестором совершенно не касается адвоката-представителя. Таким образом, никакого краудфандинга, т.е. сбора средств от неопределенного круга лиц, в этой схеме нет вообще. Следовательно, нет никаких этических препятствий (с точки зрения упомянутого Разъяснения КЭС) для участия адвоката в программе судебного инвестирования.

Стоит отметить, что по мнению председателя Совета судей В. Момотова, судебное инвестирование является одним из главных инструментов развития рынка судебного представительства, который он определил в качестве важнейшей составляющей экономики правосудия. С этим трудно поспорить, можно лишь добавить, что развитие судебного инвестирования значительно повысит спрос на оказываемую адвокатами юридическую помощь и будет способствовать росту гонорарной практики.

Что касается адвокатских фондов, то они тоже вполне укладываются в указанное Разъяснение КЭС, которая отметила, что «оплата труда адвоката по соглашению об оказании юридической помощи может быть произведена из средств, собранных с применением технологий краудфандинга лицом, которому оказывается юридическая помощь, или третьими лицами». В данном случае третье лицо – это и есть фонд.

Другой вопрос, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит запреты на осуществление иными лицами функций адвокатских палат. Например, функций, которые возложены на комиссии АП по защите прав адвокатов. И дело тут не столько в формальных запретах, сколько в необходимости налаживания системной работы, которая возможна лишь при активном участии адвокатов в системе региональных адвокатских палат при разумной координации этой деятельности Федеральной палатой адвокатов РФ.

Источник: сайт ФПА

Рассказать:
Другие мнения
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»
Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения
Юридический рынок
Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
26 сентября 2022
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Тиунова Алла
Тиунова Алла
Юрист, эксперт World Intellectual Property Organization
Саморегулирование рекламной отрасли – дополнительная защита прав потребителей
Юридический рынок
Преимущества саморегулирования однозначно перевешивают недостатки
18 марта 2022
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат АП Московской области, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры», председатель Международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права»
Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Юридический рынок
Механизм взаимодействия с госорганами требует оптимизации
20 апреля 2020
Яндекс.Метрика