Так, предложено предоставить прокурору полномочия давать письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий, избрании меры пресечения, квалификации преступлений и объеме обвинений.
В Проекте также предлагается наделить прокурора полномочиями возбуждать уголовные дела. В соответствии с действующей редакцией ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен, в том числе, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В этой связи хотелось бы отметить, что практика применения данных полномочий прокурорами очень сильно разнится в масштабах страны – в каких-то регионах об этом не слышали, а где-то данный механизм вовсю используется, прокуроры самостоятельно выявляют нарушения и активно предпринимают все необходимые меры по их устранению (и не только в уголовно-правовой сфере). То есть возникает проблема правоприменения, а не отсутствия того или иного закона. Возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела может привести к дисбалансу всей системы правоохранительных органов РФ.
Однако в ряде случаев такое правомочие могло бы ускорить доступ граждан и юридических лиц к правосудию. Так, достаточно распространена в РФ практика многократных и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Потерпевшие вынуждены обращаться в прокуратуру за отменой соответствующих постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, данные постановления признаются прокурором незаконными, но в дальнейшем признанное ранее незаконным постановление выносится вновь. Данная проблема в настоящее время является весьма актуальной, поскольку неминуемо порождает собой коррупционную составляющую. Зачастую, если лицо не желает вступать в коррупционную ячейку общества, то вынуждено вновь и вновь проходить эти «круги ада». Таким образом, указанную проблему частично можно было бы решить предлагаемыми поправками, поскольку в ряде случаев это, несомненно, ускорило бы доступ потерпевших к правосудию.
Что касается предложений прокуратуры Республики Крым, касающихся возможности давать письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий, избрании меры пресечения, квалификации преступлений и объеме обвинений, то с условием того, что данные указания не будут являться для следователя строго обязательными, а будут лишь средством процессуальной экономии времени, их следует оценить достаточно положительно. Если же указания будут иметь характер обязательных для исполнения, то данные поправки приведут к дублированию полномочий следственных органов и вторжению в их самостоятельность, что представляется излишним и не соответствующим основным принципам организации системы правоохранительных органов в РФ.
Таким образом, рассмотренное предложение прокуратуры Республики Крым направлено в первую очередь на расширение своих полномочий в целях процессуальной экономии времени.
Следует также отметить и такой немаловажный аспект, что указанные поправки можно будет признать эффективными лишь тогда, когда будет предложен действенный механизм их реализации, не допускающий перекосов в системе правоохранительных органов РФ.
В Проекте также предлагается наделить прокурора полномочиями возбуждать уголовные дела. В соответствии с действующей редакцией ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен, в том числе, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В этой связи хотелось бы отметить, что практика применения данных полномочий прокурорами очень сильно разнится в масштабах страны – в каких-то регионах об этом не слышали, а где-то данный механизм вовсю используется, прокуроры самостоятельно выявляют нарушения и активно предпринимают все необходимые меры по их устранению (и не только в уголовно-правовой сфере). То есть возникает проблема правоприменения, а не отсутствия того или иного закона. Возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела может привести к дисбалансу всей системы правоохранительных органов РФ.
Однако в ряде случаев такое правомочие могло бы ускорить доступ граждан и юридических лиц к правосудию. Так, достаточно распространена в РФ практика многократных и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Потерпевшие вынуждены обращаться в прокуратуру за отменой соответствующих постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, данные постановления признаются прокурором незаконными, но в дальнейшем признанное ранее незаконным постановление выносится вновь. Данная проблема в настоящее время является весьма актуальной, поскольку неминуемо порождает собой коррупционную составляющую. Зачастую, если лицо не желает вступать в коррупционную ячейку общества, то вынуждено вновь и вновь проходить эти «круги ада». Таким образом, указанную проблему частично можно было бы решить предлагаемыми поправками, поскольку в ряде случаев это, несомненно, ускорило бы доступ потерпевших к правосудию.
Что касается предложений прокуратуры Республики Крым, касающихся возможности давать письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий, избрании меры пресечения, квалификации преступлений и объеме обвинений, то с условием того, что данные указания не будут являться для следователя строго обязательными, а будут лишь средством процессуальной экономии времени, их следует оценить достаточно положительно. Если же указания будут иметь характер обязательных для исполнения, то данные поправки приведут к дублированию полномочий следственных органов и вторжению в их самостоятельность, что представляется излишним и не соответствующим основным принципам организации системы правоохранительных органов в РФ.
Таким образом, рассмотренное предложение прокуратуры Республики Крым направлено в первую очередь на расширение своих полномочий в целях процессуальной экономии времени.
Следует также отметить и такой немаловажный аспект, что указанные поправки можно будет признать эффективными лишь тогда, когда будет предложен действенный механизм их реализации, не допускающий перекосов в системе правоохранительных органов РФ.