×

КС не решил проблему

Последствия нарушения обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве, не могут компенсировать отсутствие ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ
Солдаткин Дмитрий
Солдаткин Дмитрий
Председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры»
20 июля 2016 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 17-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Усенко», в соответствии с которым федеральному законодателю было предложено внести соответствующие изменения, касающиеся участия обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебном разбирательстве по основному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в том же преступлении в соучастии с ним.

Основная мысль этого Постановления сводится к тому, что такой обвиняемый в рамках его допроса по основному уголовному делу обладает особым правовым статусом, который не является ни статусом подсудимого, ни статусом свидетеля, хоть и с характерными признаками как одного, так и второго.

Также Конституционный Суд РФ выразил позицию, в соответствии с которой степень обременения неблагоприятными последствиями для лица, нарушившего вытекающую из досудебного соглашения о сотрудничестве обязанность дать правдивые показания, которые должны наступать и в случае, если данные им не соответствующие действительности показания служат целям обвинения, может быть не меньшей, чем для свидетеля, привлеченного к уголовной ответственности на основании ст. 307 и 308 УК РФ.

То есть, иными словами, отсутствие обязанности предупреждать лицо об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ при даче показаний компенсируется последствиями нарушения обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве, в том числе в случае умышленного сообщения ложных сведений или умышленного сокрытия от судебного следствия каких-либо существенных сведений, что предусмотрено главой 40.1 УПК РФ. Так, в качестве специфического материального последствия невыполнения вытекающих из досудебного соглашения о сотрудничестве обязательств, выразившегося в предоставлении заключившим его лицом ложных сведений или в сокрытии от следователя или прокурора каких-либо иных существенных обстоятельств совершения преступления, Уголовный кодекс РФ предусматривает назначение наказания в общем порядке (ст. 63.1 УПК РФ).

Однако невозможно согласиться с тем, что назначение наказания в общем порядке может компенсировать собой отсутствие ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ. Дело в том, что лицо, изначально отдающее себе отчет в том, что фактических оснований у него для заключения досудебного соглашения о сотрудничестве не имеется, и решившее попытать судьбу, сообщив в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве заведомо ложные сведения, фактически, при обнаружении факта ложности его показаний, никаких отрицательных последствий, связанных с назначением наказания в общем порядке, на себе не претерпевает, поскольку изначально рассчитывало на указанные преференции лишь в качестве возможного «бонуса», полагая, что его ложь не будет вскрыта. Вместе с тем права подсудимого по основному уголовному делу остаются по-прежнему незащищенными.

Таким образом, Конституционный Суд РФ при вынесении вышеуказанного Постановления не учел описанные выше обстоятельства. Считаю, что без соответствующих поправок в Уголовный кодекс РФ существующая проблема не может быть решена.

Относительно же подготовленного Министерством юстиции РФ проекта федерального закона стоит сказать, что он полностью учитывает позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в вышеуказанном Постановлении.

Рассказать:
Другие мнения
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Яндекс.Метрика