Сфера права долго сопротивлялась наступлению цифровой эпохи. Пока другие отрасли осваивали новые способы поиска и передачи информации, переносили в виртуальность часть рабочих процессов и обзаводились диджитал-инструментами, адвокаты оставались верны традиционным формам взаимоотношений с доверителями. Однако, похоже, сегодня последние выступают катализатором изменений, ожидая большей доступности юридических услуг через онлайн-каналы. И теперь адвокатам приходится постепенно приспосабливаться к этим запросам.
Важно отметить, что юристы, не обладающие адвокатским статусом, гораздо быстрее адаптировались к цифровизации. Во многом это можно объяснить высокой конкуренцией и необходимостью борьбы за клиентов. Адвокатура же по-прежнему придерживается консервативного подхода: портфолио выигранных дел говорит само за себя, а лучшей рекламой являются рекомендации довольных доверителей. Тем не менее не все адвокаты оказываются в позиции, когда доверители просто передают их «из уст в уста» – есть молодые члены сообщества, только начинающие практику, есть опытные эксперты, которые хотят масштабировать свою практику и сталкиваются с проблемой поиска доверителей.
Именно здесь на помощь приходит Интернет. Хотя две трети потенциальных доверителей все еще спрашивают совета знакомых, треть – как правило, молодежь, наиболее активная часть аудитории – в случае необходимости пользуются поисковыми системами. Кроме того, к Google и Яндексу обращаются и многие приверженцы «сарафанного радио» – например, чтобы отыскать дополнительную информацию и отзывы о рекомендованном специалисте в области юриспруденции.
Одним из сервисов, позволяющих легко отыскать нужного эксперта в сети, являются платформы-классифайды. Они объединяют специалистов, работающих в разных регионах и отраслях права. Успешный пример такого портала – американский avvo.com, на котором зарегистрировано около 97% лицензированных адвокатов США. Также в числе известных и популярных ресурсов можно упомянуть, например, LegalZoom или Rocket Lawyer.
Примеры зарубежные, поскольку в России к идее классифайдов, – как, впрочем, к LegalTech-проектам в целом, – отношение пока настороженное.
Думается, это обусловлено различными причинами: от глубинного консерватизма, присущего профессии, в которой ничто не принимается на веру без тщательной проверки, до того факта, что адвокатура не бизнес, поэтому ей чужды такие вещи, как открытая реклама и конкурентная борьба. Свою роль играет и недостаточная или искаженная информация о действующих сервисах и о том, какую пользу они могли бы принести сообществу.
Рассмотрим, какие существуют формы диджитал-присутствия для адвокатов, их преимущества и недостатки.
Цифровая проекция
Пожалуй, самое очевидное решение для адвоката, решившего позиционировать себя онлайн, – личный сайт или сайт адвокатского образования. Сегодня они есть у многих. Вопрос в том, насколько хорошо эти сайты справляются с функцией связующего звена между адвокатом и доверителем.
Прежде всего – создание хорошего сайта, его развитие и продвижение требуют денег, внимания и времени. Ключевой фактор зачастую заключается именно в отсутствии времени, приводящем к тому, что 35% небольших адвокатских образований не обновляют домашние страницы годами. При этом зачастую такие сайты представляют собой «сайты-визитки», не имеющие персонализированного контента, мотивирующего потенциального доверителя к обращению. На таких сайтах иногда сложно отыскать действительно важную информацию, включая контакты: по данным собственного исследования Advostar, 68% адвокатов не указывают адрес электронной почты, а 15% – даже номер телефона.
Сегодня многие адвокаты отказываются от сайтов в пользу профиля в соцсетях (либо используют этот канал параллельно). Согласно опросу компании Smart Insights, проведенному в 2017 г., половине респондентов удалось увеличить число доверителей после того, как они начали проявлять больше активности в соцсетях. Это неудивительно, если учесть, что пользователи в среднем проводят в соцсетях по 16 минут в час. В зависимости от личных пристрастий и целевой аудитории это может быть одна или несколько из раскрученных платформ. В последние два года популярность среди юристов, особенно молодого поколения, набрал «Инстаграм», изначально воспринимавшийся как нечто несерьезное. Своя аудитория сформировалась у Facebook и «ВКонтакте».
По сравнению с сайтами соцсети проще в использовании, так как предлагают интуитивно понятные встроенные инструменты для размещения информации, выражения собственного мнения и общения – в том числе с потенциальными доверителями. К минусам можно отнести «неспециализированность» – соцсети не являются профессиональной платформой, куда доверители могли бы пойти в первую очередь за юридической помощью, точно зная, что найдут искомое. И даже если они туда обращаются, отыскать нужного специалиста среди миллионов пользователей непросто.
Специализированная платформа-классифайд лишена недостатков сайтов и соцсетей, но обладает практически всеми их достоинствами. Личный профиль специалиста на таком ресурсе, по сути, заменяет личный сайт, который не нужно самостоятельно создавать и раскручивать. Сведения в профилях экспертов, с одной стороны, структурированы, что помогает пользователю легко ориентироваться в них, с другой – возможности портала позволяют юристам легко и быстро, как в соцсетях, добавлять любые данные о себе – об образовании, опыте работы, специализации, фотографии, ссылки на видеоролики, контактные данные и т.д. Как и в соцсетях, создание профиля и общение на платформе бесплатны.
Существенное преимущество такого ресурса состоит в том, что он специализирован, а значит, привлекает именно целевых клиентов, которые, однажды воспользовавшись сервисом, будут приходить снова и снова, а также рекомендовать его знакомым, ведь если поиск юриста в обычной соцсети может не увенчаться успехом, то при обращении на профессиональный классифайд пользователь заранее уверен в успехе, поскольку удобный поиск по заданным параметрам позволяет легко отыскать адвоката нужной специализации и в нужном городе.
На связи с доверителем
Как отмечалось, при наличии конкретного вопроса потенциальные доверители почти в 100% случаев отправляются на поиски ответа в Интернет. Здесь нужно вспомнить об онлайновых консультационных платформах и посмотреть, насколько выгодна такая форма взаимодействия с доверителем.
Для адвокатов работа в консультационном сервисе может быть источником дополнительного заработка, что существенно, если адвокат не имеет обширной практики. Однако подобные службы, еще несколько лет назад весьма популярные, сегодня сдают позиции. Причина банальна – в сети накоплено уже столько информации, что потребители не видят смысла платить за нее, ведь, как правило, на сайты обращаются для первичной консультации или с простыми вопросами, ответы на которые можно найти с помощью поисковиков.
Снижение спроса порой заставляет недобросовестные сервисы прибегать к схемам, когда большинство вопросов направляются штатным экспертам, а остальные участники регистрируются для создания видимости большой базы специалистов. Но даже если адвокат на таком сайте имеет возможность свободно отвечать пользователям, развитие общения – личный контакт, более глубокое консультирование и ведение дела – обычно не предусмотрены. В ряде случаев переход к работе с доверителем оказывается попросту невозможен, поскольку консультант находится на другом конце страны.
Платформы-классифайды лишены перечисленных недостатков. Предоставляя консультационные услуги, – зачастую бесплатно, – они в случае необходимости позволяют легко получить прямой доступ к адвокату, чтобы он смог полноценно представлять интересы доверителя. Общение на портале происходит в удобном и защищенном личном кабинете, где в условиях конфиденциальности хранятся переписка и материалы, которыми обмениваются адвокат и доверитель. С адвокатом также можно связаться и по другим каналам, сведения о которых пользователь получает бесплатно. Поскольку тот изначально задает поиск адвоката, в том числе по территориальному признаку, проблем с его географической доступностью не возникает. Важно отметить, что в рамках классифайд-проекта юристы и адвокаты могут общаться не только с клиентами и доверителями, но и друг с другом, обмениваясь опытом и новостями из практики, что роднит такие сайты с соцсетями.
Таким образом, в то время как одни виртуальные инструменты теряют актуальность или изначально не обладают всем спектром возможностей для профессионального взаимодействия с клиентом, новые LegalTech-сервисы приходят на помощь сообществу в условиях наступившей цифровой эпохи, когда неумолимая статистика, свидетельствующая об изменении психологии потребителей, и ужесточение конкуренции говорят о жизненной необходимости активнее осваивать Интернет и его возможности.