×
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель Председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов
Автор более 100 публикаций в «АГ»
Около двух тысяч лет назад произошло событие, которое оказало беспрецедентное влияние на ход мировой истории. В пятницу 7 апреля (14 нисана по еврейскому календарю) в царствование императора Тиберия в Иерусалиме предположительно в 33 году нашей эры состоялся суд над Иисусом Христом.

Иисус, задержанный в Гефсиманском саду, сразу же был приведен в Синедрион, где стал подсудимым, затем на суд Ирода Антипы и, наконец, доставлен к Понтию Пилату, где самый мерзкий и незаконный приговор в истории вступил в силу.

Однако прежде чем стать подсудимым, Иисус Христос достаточно часто выполнял роль адвоката, демонстрируя способности блистательного и незаурядного защитника.

Он успешно проповедовал, владея обширными знаниями жизни и Писания, и совершал удивительные чудеса исцеления и воскрешения людей. Сын Божий являлся величайшим оратором, выступая без микрофона перед аудиторией в несколько тысяч слушателей. Устная публичная речь являлась основным средством для его исторических проповедей.

Когда фарисеи и первосвященники послали служителей схватить Его, они вернулись под сильным впечатлением от услышанного: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ин.7,46).

Не удивительно, что многие в народе уверовали в Спасителя и в настоящее время в мире насчитывается более  2 миллиардов  400 миллионов (33% населения Земли) последователей его учения – христиан.

О нескольких замечательных эпизодах правозащитной деятельности Иисуса Христа повествует нам Библия.

Эпизод защиты падшей женщины
Фарисеи и книжники, враги Иисуса, решили устроить провокацию, они привели к Нему застигнутую в прелюбодеянии женщину и сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:4-5)

Христос оказался перед сложным выбором: или оправдать поведение этой женщины, тем самым нарушая закон Моисея, либо обвинить ее, одобрив ее убийство камнями. У Него не имелось возможности сослаться на отсутствие достаточных доказательств, скажем, отсутствия двух свидетелей (действовавшее в то время правило состоятельности обвинения), поскольку обвинители сообщили, что взяли ее с поличным в присутствии очевидцев.

Иисус в этот момент, склонившись, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Он хорошо понимал, что сама защита этой женщины представляет опасность, любая неосторожно брошенная обвинителям фраза может обернуться обвинением против него самого. Времени для подготовки к защите у Него не было. Но то, что произнес Иисус после незначительных раздумий, есть выдающийся образец адвокатской мысли. Он не стал спорить со своими оппонентами и ставить под сомнение правильность выдвинутых обвинений либо подвергать сомнению юридическую силу действовавшего на тот момент закона, найдя гениальный выход: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». (Ин.8:7)

После чего пришедшие, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим от старших до последних, и остался один Иисус и женщина. (Ин.8:9)
Один вопрос величайшего заступника, оставшийся без ответа, заставил обвинителей отказаться от своего обвинения и молча покинуть место судилища.

Кажется невероятным, чтобы современные вершители людских судеб могли бы проникнуться такими словами и, признав свою греховность, отстранились от ведения какого-либо уголовного дела.

Печально, но это и есть моральный индикатор нашего времени.

Выдающийся российский адвокат Федор Никифорович Плевако, безусловно помня этот библейский пример, часто находил сильные защитные аргументы этического характера.

Так, однажды русский помещик подарил крестьянам часть своей земли без юридического оформления. Через много лет он передумал и отобрал землю обратно. Возмущённые крестьяне устроили беспорядки, за что их отдали под суд. Жюри присяжных состояло из окрестных помещиков, бунтовщикам грозила каторга. Защищал их Плевако. Весь процесс он молчал, а в конце потребовал наказать крестьян ещё строже.

«Зачем»? —  не понял судья. Его ответ был таков:

«Чтобы навсегда отучить крестьян верить слову русского дворянина!»

В результате часть крестьян была оправдана, остальные получили незначительные наказания.

Эпизод самозащиты по обвинению в нарушении покоя субботы
Как известно в Иудее суббота (шаббат) должна была проводиться в покое и быть посвящена Богу. Соблюдение субботы является четвертой заповедью Божьей в Ветхом Завете. Тора самым строгим образом обязывала в этот день не работать. Господь через пророка Моисея сказал сынам Израилевым, что делающий дело в субботу и тем самым оскверняющий ее предается смерти (Исх.31, 12-17).

В Книге Чисел приводится рассказ о мужчине, который собирал дрова в субботу и был за это забит камнями (Числ.15, 32-36).

Иисус совершал в субботу многие благодеяния и исцеления.

Защищаясь от обвинений фарисеев в нарушении покоя субботы, Христос приводил следующий довод: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы?! Итак, можно в субботу делать добро (Мф. 12, 11-12). Народ радовался и дивился его словам»

Поскольку защитительный аргумент Христа был убедительным, то данный эпизод обвинения не был предъявлен ему на суде Синедриона, а затем у Ирода Антипы, хотя и касался достаточно тяжкого по тем временам преступления.

Позиция Иисуса Христа была направлена на оправдание формального отступления от закона, совершенного в благих общественно полезных целях.

Эпизод самозащиты по обвинению в нежелании платить налог
Христос предстал как искусный мастер защиты от провокации, исходящей от фарисеев. Последние совещались, как бы уловить Его в словах (Мф.22:15) и решили задать ему провокационный вопрос: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22:16-17).

Заданный вопрос ставил Иисуса в безвыходное положение. Если бы он ответил, что платить кесарю не нужно, то это было бы покушение на устои государственной власти Римской империи и могло повлечь для него уголовное преследование. Если бы он ответил на вопрос положительно, то терял бы свой авторитет среди почитающих его иудеев, которые негативно воспринимали политическое подчинение Израиля языческому Риму.

Иисус с присущей ему находчивостью нашел замечательный вариант ответа: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которую платится подать. Они принесли ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им Иисус: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:18-21).

Ни для кого не секрет, что современная уголовная практика России использует провокацию едва ли как не самый основной способ привлечения граждан к уголовной ответственности.

В приведенном примере Сын Божий учит нас умению разоблачить провокаторов и дать им убедительный ответ.

Эпизод, связанный с нежеланием свидетельствовать против себя
После того, как Иисуса Христа привели в Синедрион, так называемый суд, где в ночное время суток предстояло провести формальное судебное разбирательство.

Начался допрос многочисленных свидетелей, однако они не давали уличающих подсудимого показаний. Наконец, явились два свидетеля и пояснили: «Он говорил: могу разрушить  храм сей рукотворный и через три дня создать его». (Мф.26:61)

После чего некоторые из находившихся там стали говорить, что и они тоже слышали такие заявления Иисуса, хотя ранее ничего подобного не говорили.

Такие свидетельства давали возможность Синедриону предъявить обвинение, грозящее смертной казнью Христу. После полученных свидетельских показаний председательствующий Каиафа перешел к допросу подсудимого и обратился к молчавшему Иисусу с вопросом: «Что же ты ничего не отвечаешь? Разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» (Мк.14:60) На что Иисус по-прежнему молчал.

Молчание являло собой вынужденную форму защиты. Иисус Христос мог привести достаточно убедительных аргументов в свою защиту, но не видел в этом необходимости, поскольку не считал синедрион объективным и беспристрастным судом. А зачем нужно было что-то говорить тем, которые еще до начала судилища уже признали его виновным?

Молчание Сына Божьего было продиктовано не только процессуальными соображениями. Распространено мнение, согласно которому Иисус сознательно приближал свою казнь, не противился ей, дабы принять самую яркую и мученическую смерть в жизни человеческой.

Эпизод казни на Кресте
Христу пришлось претерпеть нечеловеческие мучения и страдания на Кресте.

Томас Ватсон пишет: «Его глаза видели торжество врагов и слезы матери. Слух терзали глумливые выкрики: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти». Толпа дышала в лицо зловонием и ненавистью. Язык ощущал горечь желчи и уксуса, предложенных Иисусу вместо питья. Все тело страдало: начиная с головы, терзаемой шипами тернового венца и кончая пронзенными руками и ногами».

Даже в такой невыносимой ситуации Иисус Христос, обращаясь к Отцу, просил его не наказывать и оправдать своих палачей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». (Лк. 23:33-34)

Это была последняя Его молитва прощения и заступничества.

Для чего необходим заступник?

Суд и защита, согласно Библии, действуют синхронно, отсутствие действенности суда приравнивается к отсутствию защищенности каждого и всех: «Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис 59.15–16).

История человечества наполнена многотысячными примерами неправедных судов, где у подсудимого не было заступника, не было адвоката, и где вершился произвол.

Судилище, имевшее место 7 апреля примерно 33 года, является самым ярким подтверждением сказанному.

Наполнены глубоким адвокатским смыслом следующие слова Иисуса Христа: «Дух господень на мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». (п.18 Глава 4. От Луки).

Учение Иисуса Христа остается бесценным источником мудрости для адвокатов, оно показывает важность и значимость защиты человека от ложного и предвзятого обвинения, призывает помогать нуждающимся и свидетельствовать об истине, предостерегает от совершения грехов.

С седой древности и до наших дней многие выдающиеся мыслители, общественные и религиозные деятели выполняли благородную миссию защитника. История сохранила для нас имена талантливых адвокатов, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых, обрели бессмертие, как яркие образцы ораторского искусства, как примеры беззаветного  служения справедливости и истине.

Рассказать:
Яндекс.Метрика